Александр Невский
 

От авторов

История нашей Родины — закономерный, уходящий корнями в глубь веков процесс, в котором Древняя Русь выступила в качестве преемницы предшествующих и заняла ведущее место среди современных ей государственных образований на территории СССР.

Собственно Русь стала территориально, экономически, политически и этнически преобладающим ядром обширного Древнерусского (со столицей в Киеве) государства, объединившего в IX—XI вв. земли европейской части нашей страны. В рамках этого государства делали первые шаги в своем общественно-политическом развитии также более двадцати неславянских народов Прибалтики, Севера, Поволжья, Северного Кавказа, Причерноморья.

Древняя Русь стала исторической колыбелью трех братских народов — великорусского, украинского и белорусского.

Заложенные ею исторические связи между народами нашей страны сыграли важную роль в национальном возрождении после монголо-татарского нашествия, в процессе образования Русского централизованного государства, в борьбе за свержение иноземного господства, воссоединения всех восточнославянских земель и превращения России в крупнейшую державу Европы.

Если характеризовать пути и основные этапы исторического развития России, Украины и Белоруссии после страшного разорения Древней Руси ордами монголо-татарских ханов и оценивать роль древнерусского наследия в истории трех братских народов, то можно сказать, что это были три варианта закономерного, но неравномерного развития народов, длительное время осложненного иноземным господством Золотой Орды, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Венгрии, Австрии и др.

Древнерусское наследие имело важное историческое значение для развития этих народов: в Великороссии оно содействовало национальному возрождению, на Украине и Белоруссии — национальному самосохранению, а в конечном итоге послужило их воссоединению, решающая роль в котором принадлежала централизованному Российскому государству. Это наследие имело устойчивый структурный формационный характер, с присущей ранним этапам феодализма системностью самого политического имперского целого. Древнерусская традиция — широкое понятие с глубоким содержанием. Она использовалась в России в основном в прямой генетической преемственности общественно-политической структуры феодальной раздробленности, что дополнялось нередким, особенно в сфере политической борьбы и культуры, прямым обращением к памятникам древнерусского прошлого.

Монголо-татарское разорение привело к подрыву материальной и духовной культуры страны, политическому ее расчленению и иноземному игу. В новых исторических условиях складывались предпосылки формирования трех братских народностей.

Начало возрождению было положено Москвой. Русское централизованное государство возникло как национальное, ибо его основное этническое ядро, преобладающее в экономическом, политическом и культурном отношениях, составляла русская (великорусская) народность, генетически восходящая к народности древнерусской, сложившейся на восточнославянской основе еще в эпоху Древней Руси. Русское централизованное государство выступает, таким образом, как преемник Древнерусского. В этом одно из условий его жизнеспособности. Но преемственность — не просто реставрация старой формы, а новообразование — результат длительного процесса этнического, социально-экономического, политического и культурного развития в условиях борьбы за национальную независимость.

Особенно важное значение имела древнерусская общественно-политическая мысль для выработки государственной доктрины централизации России и ее борьбы за утверждение в качестве одной из великих держав в политической системе Европы и для выработки политической идеологии народно-освободительного движения на Украине и в Белоруссии.

Роль древнерусского прошлого в национальном возрождении России, в истории Украины и Белоруссии и в воссоединении братских народов освещается с учетом преемственности языка, территории, материальной культуры, социальной структуры (общины, семьи, сословий и т. п.), классовой борьбы (веча), политического строя (княжений, съездов, совладений и т. п.), религии и церковных установлений, внешней политики (проблемы собирания древней «отчины»), культуры (традиций, фольклора, летописания, распространения книжного просвещения, права, архитектуры, живописи).

Выдающееся место в исторических судьбах восточных славян заняла Куликовская битва, в которой впервые отчетливо проявилось тяготение белорусских и украинских земель к воссоединению с Великороссией, битва, подготовка и победный исход которой освящены мыслью о защите «отчины», связаны с памятью о беспримерной доблести воинов и полководцев Древней Руси, битва, восславленная автором «Задонщины» в прямой связи со «Словом о полку Игореве».

Авторский коллектив приносит сердечную благодарность академику М.В. Нечкиной, д. и. н. Я.Н. Щапову и к. и. н. В.Б. Кобрину за ценные замечания, которые помогли при доработке рукописи. Научно-техническая подготовка рукописи проведена к. и. н. Г.В. Глазыриной.

  К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика