Александр Невский
 

Заключение

Древнерусское наследие богато и разнообразно, исследование его как части традиции, как вечно современной общественно-политической категории — увлекательная задача. К ее решению наша наука еще только приступает по мере того, как глубже проникает в суть общественно-политической и культурной жизни самой Древней Руси и улавливает связь времен — взаимодействие древнерусского наследия с последующей жизнью восточнославянских народов. Это взаимодействие — процесс вечный, все усложняющийся.

Эта коллективная монография — лишь этап в изучении сложной темы. Древнерусские традиции были настолько многообразны, настолько пронизывали все сферы жизни восточного славянства, претворяясь в творчестве великоруссов, украинцев и белорусов, что их изучение во всей полноте и всесторонности — задача будущего.

Представление о Киеве как общем центре Древней Руси жило и в трудные годы разобщенности некогда единых восточных славян, и в пору борьбы за воссоединение украинцев и белорусов в общем государстве с великорусами.

Эта книга — дань неувядаемой традиции стремления к сохранению общей исторической памяти, которая заставляла средневекового книжника переписывать древнейшие летописные своды, создавая новые труды, в которых история братских народов рассматривалась как единое целое, а художника — вновь и вновь возвращаться к шедеврам искусства Древней Руси, черпая в них источники вдохновения.

Изучая эту тему, мы в новом свете видим Древнюю Русь, учимся оценивать ее непреходящее значение в судьбах трех крупнейших народов Европы, творивших свою судьбу, добиваясь воссоединения, нередко вопреки правителям, не только чужим, но и своим, вопреки воле классов, от которых политически зависел исход борьбы, длившейся не век, не два, — борьбы, в которой были пролиты реки крови.

Древнерусское наследие и в новое время сохраняло свое значение, когда после русско-турецких войн и Ясского мира граница России была отодвинута к Днестру, а Южная Украина, Крым и Предкавказье освободились от ига османов. Основание Херсона, Екатеринослава, Николаева, Одессы, Ставрополя — зримые вехи возрождения воссоединенных земель.

Значение этого наследия проявилось и тогда, когда в результате разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) Украина и Белоруссия высвободились из-под господства польских панов. Братские народы совместно повели борьбу против социального бесправия. Историческая традиция братской дружбы — весьма важный элемент национальной психологии, которая сохраняется столетиями, переживая сменяющиеся государственные и правовые институты.

С победой Великого Октября, с торжеством дела социализма были окончательно определены исторические судьбы всех земель братских народов, их древнее этническое братство было скреплено классовой солидарностью, они воссоединились в СССР.

Братское единство народов выдержало суровые испытания: оно закалилось и окрепло в нелегких буднях строительства нового мира, оно прошло сквозь кровопролитные войны — гражданскую п мировую, оно освящало подвиг возрождения. Единство исторических судеб приобретало новые и все более зримые черты советской общности.

Этому единству не страшны никакие бури, оно неколебимой преградой стоит на пути зарубежных пропагандистов лжи, тщетно пытающихся сочинить ложную родословную нашей великой державы.

История неумолима, ее нельзя переписать. Чем глубже познаем мы ее, тем яснее обнажается несостоятельность сочинений псевдоисториков. История — великий наставник, она учит нас хранить братство и единство, с таким трудом завоеванное. Об этом с особым чувством вспоминаем мы в дни славного юбилея древнего Киева, старые камни которого равно дороги всем — и украинцам, и белорусам, и русским.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика