Александр Невский
 

На правах рекламы:

Грузовые запчасти - онлайн каталог запчастей рено грузовые vb-logistic.ru.

• Uaz лучшие цены на модельный ряд уаз.

• Бизнес в интернете яхты в аренду www.marin.ru.

2. Псковское летописание

Начало ведения летописей в Пскове некоторые исследователи относят к XII в., а другие к XIII в. Процесс летописания развивался в двух центрах и закончился в XVII в. На первом этапе, когда Псков имел определенную политическую независимость, таким центром был Троицкий собор (инициаторами создания летописей выступали посадники). На втором этапе, после присоединения Пскова к Москве (1510 г.), центр переместился в Псково-Печерский монастырь, где летописание велось на протяжении XVI—XVII вв.

Псковское летописание представлено несколькими летописями, условно названными первая, вторая и третья. Псковская первая летопись известна в пяти списках, два из них соединяют в своем тексте Псковскую первую (до 1464 г.) и Псковскую третью (с 1464 г.). Из всех списков псковских летописей самым ранним является список Псковской второй летописи (единственный), он дошел до нас в рукописи конца XV в. (ГИМ, Синод. собр., № 154), погодное изложение доведено в нем до 1486 г. Псковская третья летопись известна в пяти списках. На основе анализа текстов этих летописей была восстановлена история псковского летописания.

В XIII—XIV вв. псковское летописание носило местный характер, уделяя особое внимание взаимоотношениям с Ливонским орденом и спорам с Великим Новгородом и Литвой. Немецкий исследователь Г.-Ю. Грабмюллер высказал предположение, что первый летописный свод был составлен в 1368 г., но это предположение, как и другое — о существовании целой серии летописных сводов в первой половине XV в., не нашло поддержки у его коллег из-за недостаточности текстологического обоснования. К концу XV в. относится составление первого летописного свода в Пскове, который благодаря своему широкому политическому кругозору при описании различных событий (удельные столкновения, борьба в Орде, события в Новгороде и Литве), отразился в наиболее значительных русских летописях XV в. — в Софийской первой и Новгородской четвертой.

В литературе продолжается спор о времени составления первого летописного свода в Пскове. Предложено три варианта: 1368 г., конец XIV в., середина XV в. Относительная изученность псковского летописания отразилась в несколько хаотичной его характеристике, когда на основе единичных наблюдений исследователями предлагается существование того или иного свода, которые появляются в интервале 5—10 лет. Из всех псковских летописных сводов самым бесспорным является свод 1481 г.: по наблюдениям А.А. Шахматова близость текстов трех псковских летописей прослеживается до этого года включительно. Этот этап летописной работы синхронен времени составления Псковской второй летописи, но считается, что летописный свод 1481 г. в этой летописи сокращен и переработан в московском духе. Изложение событий в Псковской второй летописи доведено до 1486 г., что позволило Г.Ю. Грабмюллеру предположить существование летописного свода 1486 г. (в данном случае следовало бы говорить не о летописном своде, а о летописи). Составление этого текста связано, по его мнению, с группой псковских посадников. Среди них особо подчеркивается роль Степана Максимовича Дойниковича (был посадником в 1476—1484 гг., 1486—1499 гг.), известного также в качестве заказчика рукописного сборника исторического содержания.

Летописный свод 1547 г. представлен прежде всего Варшавским списком Псковской первой летописи (он датируется 1548 г.), кроме того, он выявляется при анализе других списков Псковской первой летописи. Появление летописного свода 1547 г. связывают с деятельностью Филофея, монаха Псковского Елеазарова монастыря, создателя знаменитой идеологической формулы «Москва — третий Рим» («Послание на звездочетцов». 1523—1524 гг.). Составитель летописного свода безусловно признает власть Москвы над Псковом, но при этом порицает порядки, установленные московскими наместниками, делая это талантливо и образно (См.: Приложение — описание событий 1510 г., известное в литературе под названием «Повесть о псковском взятии»).

В 1567 г. в Пскове создается новый летописный свод (он представлен в Псковской третьей летописи), в основу которого был положен летописный свод 1481 г. Яркой особенностью этого памятника было резко выраженное в нем неприятие власти московского царя. Предполагается, что летописный свод 1567 г. создавался в Псково-Печерском монастыре при игумене Корнилии (убит опричниками в 1570 г). Корнилий является также автором одной из редакций Повести о Псково-Печерском монастыре, о нем князь Андрей Курбский писал: «Муж святый и во преподобию мног и славен: бо от младости своей во мнишеских трудах провозсиял». Строевский список Псковской третьей летописи, где в наиболее «чистом» виде представлен летописный свод 1567 г., хранился в Псково-Печерском монастыре, позже он был продолжен до 1645 г. Для летописного свода 1567 г. характерным является сочетание общерусских с местными известиями (по классификации А.Н. Насонова, которая нашла поддержку не у всех исследователей, этот летописный свод относится к разряду общерусских провинциальных летописей). Из общерусских событий в нем рассказывается о браках великого князя Василия Ивановича, о земельной реформе Елены Глинской, особенно подробно говорится о ходе Ливонской войны, и здесь же сообщается о пожаре в Пскове в 1550 г. и о море 1552/53 г. (умерло 4,8 тыс. человек). С безжалостной критикой описано пребывание в Пскове великого князя Ивана IV в 1546 г., когда в ответ на жалобы псковских челобитчиков он приказал палить им бороды, обливать горячим вином и жечь свечами.

Летописание велось в Пскове и в XVII в. Например, в списке Оболенского Псковской первой летописи, основанной на летописном своде 1547 г., описание событий продолжено до начала царствования Михаила Федоровича. Составитель этого памятника, говоря об общерусских событиях, порицает опричнину, приведшую, по его словам, «к мятежу по всей земле и разделению». В состав летописи вошла «Повесть о бедах и скорбех и напастех», составленная, по мнению М.Н. Тихомирова, жителем псковского посада, в ней представлена живая картина Смутного времени. В Повести упоминается, что царь Борис приказал отравить жениха своей дочери Ксении — датского королевича, а в смерти первой жены царя Михаила Федоровича обвиняются «чаровники». В состав летописи входит и другая повесть — «О смятении и междоусобии и отступлении пскович от Московского государства», где подробно описаны события начала XVII в., а завершается она известиями о взятии шведами Гдова, Корелы, Копорья, Ладоги и Орешка.

В XVII в. один из списков Псковской третьей летописи (Архивский 2-ой) был по приказу сына псковского воеводы В.Н. Собакина (умер в 1677 г.) переписан и дополнен различными источниками, например, выписками из разрядных книг и записями о его отце — Н.С. Собакине. В ней после известия 1650 г. о поставлении Митрофана архимандритом Псково-Печерского монастыря следует целая серия приписок, сделанных одним из писцов рукописи дьячком Андреем Ильиным по прозвищу Коза. В летописи наравне с псковскими подробно описываются общерусские события начала XVI — первой половины XVII в.

Семья Собакиных занимала видное место в политической и культурной жизни Пскова. В.Н. Собакин и его сын Михаил (умер после 1713 г.) были книголюбами, по их заказу кроме летописи составлялись различные сборники исторического содержания, в одном из сборников находится частный летописец, доведенный до 1642 г.

Участие в создании псковских летописных памятников принимали и частные лица, например, в конце XVII в. псковским служилым человеком был переписан «Летописец вскоре» (памятник общерусского летописания) и дополнен псковскими событиями до 1689 г., в другом подобном же летописце псковские известия доведены до 1699 г.

Издания

Псковские летописи / Пригот. к печ. А. Насонов. Вып. 1. М.; Л., 1941; Вып. 2. М., 1955.

Литература

Насонов А.Н. Из истории псковского летописания // Исторические записки. 1946 г. Т. 18. С. 255—294; Охотникова В.И. Повесть о Довмонте. Л., 1985; Охотникова В.И. Статьи о псковском летописании в Словаре книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2.4. 2. Л., 1989. С. 27—30; Богданов А.П. «Летописец вскоре» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1993. С. 239—243; Солодкин Я.Г. История позднего русского летописания. М., 1997. С. 29—31, 96—99.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика