Александр Невский
 

На правах рекламы:

• Как выбрать дровяные печи для бани на сайте www.vezuviy.su.

Московские великие князья и сбор дани

В наше время российские ученые обнаружили несколько не известных ранее грамот великого князя Василия III, составленных в июле 1517 года. Эти грамоты хранятся в архивах Норвегии и Дании. По своему содержанию документы являются «наказными памятями», то есть инструкциями сборщикам царской дани на Крайнем Севере Руси. Документы дошли до нас в переводе на датский язык.

Главная организационная идея, заложенная в этих «памятях», состоит в подтверждении прежнего, со времен Александра Невского установленного порядка сбора дани на Крайнем Севере Руси. Вся данническая территория разделена на две части по линии Кольский залив — Умба. Первая часть это Восточная Лапландия — весь Кольский полуостров, а вторая часть — Западная Лапландия до залива Варангов и далее «в Норвежский конец». Соответственно, и центрами сбора дани вновь утверждаются — Варзуга (восточное направление) и Кандалакша (западное направление).

Что касается самой «Инструкции великого князя его фогтам», то прежде всего Василий III обращается к своим подданным: «Я, всемогущий господин Василий, Царь, Великий князь всех русских, всемилостивейше повелеваю моим лопарям, что когда наш сборщик дани прибудет к ним в Лапландию, предоставить ему нашу дань».

Что касается порядка сбора дани, то те подробности, которые указаны в документе, и сегодня вызывают уважение историков к столь высокому уровню управления, что демонстрируют московские власти в отношении весьма отдаленных земель1. Маршрут сборщиков дани («фогтов») в западной части Лапландии следующий: «один из наших сборщиков отправится в Konddax [в Кандалакшу (центр сбора дани). — и. М.], и в Babenitz [в Бабинский погост. — и. М.], в Losett в Songjeld [Лосиные тундры (?) и Сонгельский погост. — и. М.], и в Pazankov [Пасвик. — и. М.], в Neiden [Нейден, Нявдема. — и. М.]. В верхнюю (offerste) Niadrie — в Biochi [верховья р. Неден, т.е. к озеру Инари2. — и. М.], в Варяги [полуостров Варангер. — и. М.] и в Норвежский конец [в Галогаланд. — и. М.]. И должен пробыть там до весны, и из Норвежского поселения [из Галогаланда, в районе нынешнего Тромсе. — и. М.] он должен снова вернуться в Variagi [в Варангер фьорд, в «Wariagiske погост». — и. М.], а оттуда в Москву (?) [явная ошибка редакторов. — и. М.], и в Minememas [возможно, Мальмус (Кола) или Муномаш. — и. М.], и, далее, в Vadoser [озеро Вад или Вадозеро, из которого вытекает река Кандалакша. — и. М.]».

Древний порядок и пункты сбора дани на Крайнем Севере, подтвержденные Царской грамотой 1517 года

Что касается сборщика дани в восточной части Лапландии, то «он должен прибыть в Varsugurchi [в Варзугу (центр сбора дани). — и. М.], и к Терскому погосту [точнее — погостам. — и. М.], и к Lochosser [к Ловозеру. — и. М.], и к Koldai [к Ковде. — и. М.], и в Ombay [в Умбу. — и. М.]».

По времени сбора также даны конкретные указания. Самым удобным временем для посещения лопарских погостов на Крайнем Севере была зима. Все передвижения осуществлялись на оленях, запряженных в сани-кережи. Завершить этот этап сбора дани было необходимо, добравшись «в Норвежский конец, и прибыв туда к весне». Из «Норвежского конца» даньщик «должен вернуться ко дню Ивана Купалы [ко дню Рождества Иоанна Предтечи, 7 июля. — и. М.] назад в Wariagi [некий погост на западном берегу Варангер-фьорда, возможно, Вадсе (Васин). — и. М.] и следовать до Munchemo [Монче-тундра. — и. М.] и в Momonas [через Муномашский погост — Кольский залив, р. Роста. — и. М.]».

Организационные указания по сбору с восточной части Лапландии также предельно обстоятельны. Сборщика с командой «терские лапландцы должны встретить в Varsugi, и дать ему для провозу 15 оленей»3. Дань в Терских погостах «он должен собирать в соответствии с записями в книгах [Писцовые книги. — и. М.]» и затем «послать терскую дань назад, к Varsuge реке». Таким образом, мы видим, что дань, собранная с Терских погостов на райде (оленьем обозе), состоящей из пятнадцати оленей, доставлялась в Варзугу. Разоренное в начале XV века «Варзужское городище», где собиралась дань с давних времен, как показали археологические исследования, больше не восстанавливалось. Потому всю привезенную дань теперь собирали где-то непосредственно в селе Варзужского погоста.

После этого даныцикам предписывалось «ехать в Lofosser [Ловозерский погост, и. М.], в Колу [ошибка редактора — в Ковду. — и. М.] и Vambo [в Умбу. — и. М.]». В этих погостах дань каждый должен также собирать в соответствии с книгами, «а из подарков должны они ему давать с погоста по 1 лисе или 21 белке»4.

Интересно формулируется («с каждого дыма») и вопрос снабжения сборщиков съестными припасами: «А на пропитание давать им с каждого дыма по 10 сигов и по 1 щуке, а по скоромным дням должны они давать им вместо 10 сигов 1 окорок (половина задней части оленя)».

Сборщик дани с западной части Лапландии по окончании сбора дани с Норвежского конца прибывал в Колу (Мономас — Муномаш). Для того «чтобы везти казну» и «подняться по Коле-реке, [лопари. — и. М.] должны снабдить его лодками и гребцами и рулевыми в достаточном для него количестве». Речь идет о продолжении пути известным водным внутренним маршрутом из Колы в Кандалакшу. На середине этого пути великий князь повелевает лопарям Ловозерского погоста присоединиться к сборщику с командой «и сопровождать его с моей казной до Кандалакши, на границу»5.

Исторический внутренний водный путь Кольский залив — Кандалакшский залив

Далее была уже задача мореплавателей: с Двинского устья прислать корабли за царской данью в Кандалакшу, зайдя на обратном пути в устье Варзуги за второй ее частью.

Несколько позже, в 1530 году, царь Василий III своей жалованной грамотой повелел утвердить точное время начала сбора податей с лопарей, дабы «посылать к ним подьячих к Благовещениеву дню для сбора дани и оброков. Грамота эта была подтверждена в 1539 и 1549 годах»6 уже сыном Василия — царем Иоанном IV.

Примечания

1. «Поскольку грамоты явно составлялись в Москве, поразительно, что в начале XVI в. в столичных правительственных учреждениях имелись столь подробные сведения об этих отдаленных регионах». Грамоты великого князя Василия III. С. 128.

2. Ниже в тексте документа указывается прямо, что из «Wariagi» возвращаться «к озеру Инаре».

3. Из состава команды сопровождения «фогта» в документе упоминаются переводчик, повар, два помощника: «Сборщики не должны брать с собой больше людей, чем четверо на каждого».

4. Грамоты великого князя Василия III. С. 130.

5. Грамоты великого князя Василия III. С. 130.

6. Собрание Государственных Грамот и Договоров. М., 1813—1828. Ч. 1—4. № 158. С. 436. Цит. по: Кеппен П.И. Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России. СПб., 1861. С. 353.

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика