Александр Невский
 

Н.В. Филин. Моисей Угрин - "Дважды святой"

"Сага об Эймунде сыне Хринга" утверждает, что конунг Эймунд по приказу Ярицлейва конунга (князя Ярослава Мудрого) убил своего брата киевского князя Бурицлава1. Специалисты по Скандинавии по традиции отождествляют Бурицлава со Святополком, прозванным за убийство св. Бориса "Окаянным". Эпизоды борьбы Ярицлейва и Бурислава отождествляются с событиями войны Ярослава и Святополка (1015-1019 г.) с поправкой на тенденциозность и неточность сведений саги. Наиболее недостоверной частью саги, полной литературных штампов, считается эпизод с убийством Бурислейва. "В нем не просматривается никаких реалий, которые могли бы восходить к рассказам о действительных событиях"2. Не признается адекватной гипотеза Н.И. Ильина3 и его последователей4, отождествивших Бурицлава саги с князем Борисом Владимировичем, убитым по летописи Святополком. Между тем сага именно в этой своей "недостоверной части" наиболее тесно связана с традицей древнерусского летописания. И только невнимательное прочтение древнерусских источников могло привести наших "скандинавов" к полному отрицанию реальных оснований этого сюжета. Уже упоминалось ранее о том, что убийство Бурицлава саги и Бориса ПВЛ совпадает в ряде деталей. Одна из них - обезглавленное тело, найденное на месте убийства. По летописи - это тело отрока Бориса Георгия Угрина. В саге - тело князя Бурицлава. И в том и другом случае труп не был опознан. В ПВЛ - так как не нашли голову Угрина. В саге - так как Эймунд с товарищами увезли голову Бурицлава, бросив его тело. Чтобы доказать не случайный характер совпадения этих эпизодов предлагаю рассмотреть путь "головы Георгия Угрина" с места преступления (так как по ПВЛ она не была найдена) до места своего успокоения в Киево-Печерской лавре. Автор ПВЛ сообщает о том, что голову Георгия убийцы отрезали ради золотой гривны. Голову откинули так далеко, что найти ее не удалось. Спустя много лет потерянная голова была якобы обнаружена "братом" Георгия, св. Ефремом Новоторжским5, легендарным основателем Новоторжского Борисоглебского монастыря. Голова оказалась нетленной. Умирая, Ефрем завещал положить ее в могилу, что и было сделано. Но по открытии мощей святого головы Георгия на месте не оказалось. Вернемся к тексту летописи: "Убили они и многих других отроков Бориса. С Георгия же с этого не могли они быстро снять гривну с шеи, и отсекли голову его, и только тогда сняли гривну, а голову отбросили прочь; поэтому-то впоследствии и не обрели тела его среди трупов"6. Заметим, что вряд ли голову можно было отбросить так, чтобы ее не нашли после тщательных поисков. Взять голову с собой убийцы не могли - зачем она была им нужна! Более правдоподобна версия саги - взяли голову Бориса как доказательство выполненного заказа. Д.В. Айналов обратил внимание на миниатюры к "Сказанию страсти и похвале святым мученикам Борису и Глебу", сохранившихся в составе Сильвестровского сборника XIV в.7 На миниатюре изображены два варяга, убийцы Бориса, подающие заказчику преступления Святополку некий круглый предмет, очевидно голову Бориса. Георгия не было среди убитых. А так как тело его нужно было убийцам не более чем голова, то надо думать, что Георгий не погиб, а просто скрылся с места преступления, бросив тело любимого князя без погребения.

Следы этого Георгия "с головой на плечах" нетрудно обнаружить. Второй раз мы встречаем его в 1031 г. в Киево-Печерском монастыре под именем монаха Моисея Угрина8. Имя Моисей по обычаю было дано нашему иноку при постриге. О сем Угрине сообщается ни много ни мало, что он был родным братом Георгия Угрина, тоже был любим Борисом, в момент смерти Бориса находился с Георгием и Борисом. Сразу после смерти князя, Моисей, оседлав коня, поспешил к Предславе, сестре Ярослава Мудрого. С его слов Предслава9, а затем и и Ярослав в Новгороде узнали о том, что Борис убит, а "Святополк избивает братию"10. Если верить саге, и убийство Бориса было спланировано Ярославом и осуществлено в Киеве посланными заранее людьми, то как человек Предславы и Ярослава при Борисе, он мог быть участником заговора. Хотя, просидев много времени над решением этой задачи, я, например, так и не смог для себя решить, кто выступал истинным заказчиком преступления Ярослав или Святополк. В сагу мог быть заимствован посторонний сюжет и поэтому данных для предъявления обвинения Георгию-Моисею в предательстве явно недостаточно. Дальнейшая судьба Георгия, я думаю можно так его называть, трагична. Долгое время он вел незаметный образ жизни, находясь при дворе Предславы (очевидно в селе Предславино11), скрываясь среди ее слуг. В месте с ней был уведен в польский плен, где понравился гордой полячке и был кастрирован в ответ на нежелание сожительствовать с ней. По возвращении на родину, Георгий становится иноком Киево-Печерского монастыря, в монашестве принимая имя Моисей. Моисей ум. ок 1043 г., прославился чудесами и был канонизирован. Память его отмечается в православном календаре 11 октября (28 сентября), о нем есть особая статья в Киево-Печерском Патерике. Похоронен Моисей в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. По иронии судьбы Моисей стал святым дважды, как Георгия память его празднуется 6 августа (24 июля).

Примечания

1. Сага об Эймунде, сыне Хринга. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв. // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования 1978. Москва. 1978. Издана в переводе Е.А. Рыдзевской на http://arc.novgorod.ru/asgard/libri.php3?cont=article/sgeim.txt

2. Г.В. Глазырина, Т.Н. Джаксон, Е.А.Мельникова. Скандинавские источники //Древняя Русь в Свете зарубежных источников, М., 2000, с.522.

3. Ильин Н.И. Летописная статья 6523 г. и ее источник. М., 1957

4. Наиболее последовательно отождествляет Бурицлава саги и Бориса летописи И.Н. Данилевский, подностью отвергающий в этом вопросе хронологию Повести Временных лет. см.: Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) М.,1999.

5. Житие Ефрема Новоторжского. Опубликовано в Тверских Ведомостях (http://www.tverved.nm.ru) на основе рукописи XVII в. из собрания Тверского государственного объединенного музея - ТГОМ, КОФ, № 1879, лл. 28 - 47 об.

6. Повесть Временных лет. Летописная статья 6523 (1015) г. Текст летописи опубликован на http://www.chat.ru/~old_russian/.

7. Сказание о Борисе и Глебе. Факсимильное воспроизведение житийных повестей из Сильвестровского сборника. М, 1985.

8. Киево-Печерский Патерик.

9. Киево-Печерский Патерик. Здесь говорится о том, что Моисей, единственный уцелев после убийства Бориса, немедленно направился к Предславе.

10. Повесть Временных лет. Статья 6523 (1015) г. "В это же время пришла от Предславы весть к Ярославу о смерти отца..."

11. Село Предславино находилось на р. Лыбеди, было названо в честь дочери Рогнеды Предславы. В Повести Временных оно упоминается в статье 6488 (980) г.: "Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино..."

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика