Александр Невский
 

Глава VII. Неприветливое озеро

Выбор пути, движение способом лагеря, героический Сухо, «Дорога жизни», где же Александр?

Итак, волна в устье Волхова обеспокоила. Будь хорошая, безветренная погода, отряд, почти не задумываясь, вошел бы в Ладожское озеро. Как это звучало бы эффектно:

— Прошли по озеру, крупнейшему в Европе, своим ходом, на байдарках!

А сейчас, откровенно говоря, струсили.

Во время стоянки в Новой Ладоге ребята листают выписки из лоции этого озера.

Площадь 18 400 квадратных километров... Быстрые, частые смены ветра... Иногда ветер меняется почти внезапно, а волны по инерции идут против ветра, и эти битые волны очень усложняют пароходство... Чтобы избегнуть лишней гибели судов, прорыто параллельно берегу два канала: Староладожский и Новоладожский... С 1955 года мощные суда стали пускать не каналом, а по озеру... Извилистый Кошкинский фарватер...

Сказано в лоции и о бронтиде — гуле на озере, напоминающем отдаленную канонаду.

Есть кое-что и о миражах в конце лета, предвещающих хорошую погоду.

Не сказано только, следует ли ходить по озеру на самодельных разборных байдарках.

Вспоминаются случаи, когда туристы ходили на байдарках по Черному и Белому морям. Но иногда такое хождение кончалось гибелью людей.

Дважды Александр Сергеевич был свидетелем внезапной, буквально за две-три минуты, перемены погоды на Чудском озере. Но на озере — песчаные берега, там в любом месте можно выброситься на мель и, в худшем случае, только намочить вещи.

Здесь же скалистые, гранитные берега. Да и идти близко к берегу нельзя: байдарку может разбить о подводную скалу. Идти надо по фарватеру, а он на карте нанесен далеко от берега.

Все это говорит о том, что соваться в озеро не следует. Но какая тоска идти сто двенадцать километров по каналу! Четыре дня видеть только однообразные насыпи на берегах.

А что, если погрузить байдарки на баржу, идущую по каналу? Ребята отдохнут от гребли. К тому же, что относящееся к XIII веку, к пути Александра Невского, можно увидеть на озере или на канале?

Канала в те времена еще не было, он был прорыт через пятьсот лет. Это был пустынный, низменный, заболоченный берег. А необозримые водные просторы озера не могли сохранить никаких следов той эпохи.

По озеру на насадах двигалось пешее войско. Впереди на ушкуях1 шла разведка. Конница же скорее всего от Старой Ладоги свернула на запад для встречи с судами в верховье Невы.

Пошли в пароходную контору.

Вечер, да еще и предпраздничный. В пароходстве окончился рабочий день, но некоторые сотрудники еще не успели разойтись по домам. Приняли очень хорошо. Отсоветовали лезть в озеро и одобрили идею с баржой.

Ночью идет караван баржей на Ленинград. Отряд могут погрузить до Петрокрепости.

Вес снаряжения был определен примерно на глаз. За перевозку на барже людей денег решили не брать.

Затем была проделана длиннейшая калькуляция, выписаны документы, и специально для этого задержавшийся кассир собирался получать деньги.

Увидев сумму на ордере, туристы сперва не поверили своим глазам. Потом оказалось, что все правильно. Расчет был сделан по тарифу за перевозку спортивного инвентаря — туристских байдарок, а это очень высокий тариф.

К тому же выяснилось, что караван будет идти до Петрокрепости больше двух суток.

От перевозки на барже пришлось отказаться, но работники пароходства, просидевшие лишние часы на работе, нисколько не обиделись. Они согласились, что перевозка действительно стоит очень дорого, но меньше они взять не могут.

По-товарищески же посоветовали:

— Погрузитесь на ходу на один из идущих часто по каналу плотов и поезжайте. Никто вам это не запретит, платить не надо, а по времени это займет ровно столько же, сколько и на барже.

Отряд закупил на дорогу продукты и, покинув неприветливое устье Волхова, вошел в Новоладожский канал.

Сперва по берегам шли дома Новой Ладоги. Вскоре они кончились, а затем байдарки догнали длиннейший лесной караван. Он был настолько велик, что небольшой буксирный пароход, тащивший его, на поворотах скрывался из виду.

Канал очень узкий. Скорость движения весьма ограничена. Об этом говорят знаки на берегу. Возможно, что это для того, чтобы не размывало берега.

Сперва робко прицепились в конце плота. Когда же стало темнеть, вытащили на плот байдарки и решили переночевать на нем, благо небо ясное и дождя не предвидится.

На берегах канала километровые столбы. По ним установили, что плот движется со скоростью около двух километров в час. За ночь за восемь часов можно пройти шестнадцать километров. Это неплохо. Можно отлично выспаться на бревнах, а утром решать, что делать дальше.

Ясное солнечное утро.

Погрузить байдарки и пристать к берегу для завтрака? На все это уйдет больше двух часов: выбрать место, собрать топливо, приготовить завтрак, сама еда, выгрузка и опять погрузка.

Идея возникла у командира группы Семена:

— Я возьму ведра на байдарку и уйду на шесть-семь километров вперед. Когда вы меня догоните, завтрак будет готов и поедим на плоту.

План этот был блестяще осуществлен. Радостно встретили Семена с ведрами дымящейся каши и кофе. Вызвала только недоумение миска с... песком.

— Зачем ты его притащил?

— Посуду будем драить.

Догадливый парень!

Так постепенно начали обживаться. После завтрака — совещание. Тема: стоит ли покидать гостеприимный плот?

Если идти на веслах, то на канал надо потратить четыре дня. По стоячей воде с остановками для готовки пищи и разбивки лагеря на ночлег можно делать по 25 километров в день. На плоту же при непрерывном его движении уйдет два дня и три ночи. Утром на третий день уже у Петрокрепости. Плюс то, что ребята отдохнут. Погода ясная, загорят, как на пляже. Дежурная байдарка будет уходить вперед для приготовления на берегу завтрака, обеда, ужина...

После собрания ребята стали дружно устанавливать на плоту палаточный лагерь. Стойками для палаток служили весла, растяжки привязывали к бревнам и проволоке, скрепляющей плот. Самое трудное — найти ровное место для палатки, но все же лежанье на бревнах, точнее — между бревнами, было не сладко.

Теперь в пути можно вспомнить историю канала.

Первый канал «для безопасного вождения судов» вдоль берега Ладожского озера начали делать по приказу Петра в 1717 году. Сперва хотели осуществить эту работу путем мобилизации «помощью работников от всего государства». Потом передали эту работу купцам-подрядчикам. Когда же купцы через два года заявили, что выполнить работу не могут, то Петр приказал их высечь. После этого на рытье канала поставили двадцать пять тысяч драгун и казаков. Несколько полков. Но и они прорыли лишь двенадцать верст. За это руководитель работ лейб-гвардии капитан Скорняков был сослан в Сибирь. А затем работа была поручена Миниху, прославившемуся своей жестокостью. Но и он смог закончить работу только в 1731 году. Уже после смерти Петра.

Старый канал мельчал, засорялся. Да и суда стали строить большие. Сейчас этот канал заброшен. В 1866—1883 годах был прорыт Новоладожский канал, параллельно старому, но ближе к берегу озера. Иногда озеро совсем рядом, оттуда доносится шум волн, разбивающихся о прибрежные камни. Порой канал отходит от берега озера, срезая его выступы.

Тяжелой работой было рытье каналов. Заболоченные, лесистые берега. Лопата, кирка, носилки и тачки — вот вся техника того времени.

На носилках перетаскивали не только землю, но и тяжелые валуны. Сейчас они уложены по берегам канала, а когда-то, во время последнего оледенения, эти гигантские гранитные камни были принесены льдами из Скандинавии.

Климат постепенно стал изменяться. Мощный ледяной щит растаял, а валуны остались.

После потепления появились животные. Таких сейчас здесь нет. Это вымерший и истребленный человеком тур, орел-беркут, живущий теперь южнее, и северная гагара.

Появился и первобытный человек. Помимо его скелетов, найдено большое количество поделок из камня, кости, рога, глины и дерева. Это наконечники стрел, дротики, гарпуны, топоры, ножи, скребки, иглы... Необычны остатки глиняной горшечной посуды. Она не имеет ручек или ушков, как это обычно делалось и делается теперь. В найденных здесь горшках, в верхней части, проделаны дырки для подвешивания над огнем.

Археолог А.А. Иностранцев в своей книге «Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера», изданной во второй половине XIX века, рассказывает, как он однажды, осматривая места работы по рытью канала, подошел к группе отдыхавших рабочих, готовивших себе обед на костре.

Он ужаснулся, когда увидел, что для костра они рубят найденный ими челн доисторического человека. Ему удалось спасти кормовую часть судна длиной 170 сантиметров. Вся длина, челна предположительно была около трех с половиной метров при ширине до 86 сантиметров. Сделан он был из цельного куска дуба выжиганием и обработан грубыми инструментами. Но самый большой интерес представляют перегородки, оставленные при изготовлении челна. В нескольких странах были найдены челны доисторических людей, но там везде такие перегородки делались отдельно, из другого дерева и потом вставлялись в челн.

Вот, оказывается, когда зародилась конструкция шпангоутов!

Юных судостроителей, строивших для своих байдарок шпангоуты из фанеры, естественно, челн этот заинтересовал.

— Обязательно найду его в Эрмитаже, — заявил Семен.

Люди встречаются только в селениях, а селений на этом отрезке канала около десяти. Сообщение с ними исключительно водой, никаких дорог здесь нет.

Перед первым селением — Дубно — канал перерезает мыс Воронов. В 12 километрах от этого мыса на озере возвышается остров Сухо.

Есть предание о том, что Петр I в конце своего царствования повелел сделать остров с маяком на озере. Возили баржами и бросали на дно озера глыбы карельского гранита, и поднялась над пучинами озера подковообразная твердь. Назвали остров Сухо потому, что среди водных просторов озера образовался сухой клочок земли.

Во время последней войны здесь шли суда с грузами для осажденного Ленинграда. На острове обосновались моряки-артиллеристы. Их задачей было защищать «Дорогу жизни».

В октябре 1942 года немцы послали к острову около сорока судов. Фашисты хотели задавить гарнизон, выйти к Новой Ладоге и замкнуть кольцо вокруг Ленинграда.

Отважные защитники острова в течение многих часов оказывали геройское сопротивление врагу, пока не пришла на помощь Ладожская флотилия. Из тридцати семи человек на острове в живых осталось только четырнадцать, все раненые.

Враг потерял в этот день четырнадцать судов. Понеся такие тяжелые потери, корабли противника больше не решались нападать на наши укрепления на озере.

В 1942 году по дну Ладожского озера была проложена в необыкновенно трудных условиях 140-километровая кабельная линия. Она бесперебойно снабжала осажденный Ленинград электрической энергией от Волховской ГЭС.

Двое суток движения на плоту были не только отдыхом. Привели в порядок записи в дневниках. Перед оживленной Невой и Ленинградом надо было произвести генеральную стирку. Между палатками были натянуты веревки для сушки, и плот приобрел хорошо обжитой вид. Мелкий ремонт требовался и байдаркам.

Двое суток на плоту. Примерно столько же времени шли насады Александра Ярославича.

Прошли небольшое селение Кобона. Отсюда через озеро к маяку Осиновец суровой зимой 1941/42 года была проложена по льду легендарная «Дорога жизни». Это была единственная связь осажденного Ленинграда с Большой землей.

Сперва по тонкому льду шли санные обозы. Лошади часто проваливались под лед. И все же город получал муку. Потом, когда лед окреп, пошли автомашины. Они шли беспрерывным потоком под огнем тяжелой артиллерии с занятого немцами южного берега озера. Авиация противника нещадно бомбила дорогу. Но она жила.

Когда же весной 1942 года лед растаял, то возникла опасность, что войска Ленинградского фронта и город останутся без топлива. Это привело бы в бездействие боевую и транспортную технику. Тогда в очень короткий срок, меньше чем за пятьдесят дней, в непосредственной близости противника, был построен тридцатикилометровый бензопровод по дну Ладожского озера. Он бесперебойно работал в течение двух с половиной лет, снабжал горючим фронт и город.

Спокойное движение на плоту располагает к беседам. На этот раз без костра. И главной темой бесед был, конечно, Александр Невский.

Кинофильм о Ледовом побоище до сих пор пользуется большим успехом, а самого Александра представляют себе таким, каким сыграл его Черкасов. Но кое-что в фильме неправдоподобно. Например, ливонцы под лед вовсе не проваливались. 5 апреля на Чудском озере лед может выдержать танки, а конных рыцарей — тем более. Толщина льда больше метра. Битва же была у берега на мелководье. Об этом говорит и Ливонская рифмованная хроника: «С обеих сторон убитые падали на траву». А откуда на льду озера может взяться трава? Ясно, что это заросли тростника на мелководье. Тростником и сейчас заросли берега Чудского озера. При отступлении небольшое количество врага удалось загнать в «сиговицы» — места со слабым льдом. Целый ряд летописей, подробно рассказывающих о Ледовом побоище, ничего не говорит о том, что немцы проваливались под лед. И только в 1-й Софийской летописи после описания битвы и приведения в Новгород нарочитых ливонских воевод проскальзывает фраза: «а иных вода потопи».

— Ну нет, — возразил кто-то из ребят, — если убрать проваливание, то гораздо скучнее смотреть фильм будет.

— Ладно. Но в историческом фильме нельзя искажать события. А зачем в фильме ливонцами командует Герман Балк? Битва была в 1242 году, а Балк умер в 1239-м. История не знает случаев, когда покойник через три года после смерти командовал бы войском. Это тоже для красоты сделано?

Очень странно выглядит и вооружение ливонцев. Что-то вроде ведер на головах и шпаги, которых в XIII веке не было.

Русские, стаскивая крючьями ливонцев с коней, кричали: «На мыло! На мыло!» Но мыловарения в XIII веке не существовало. Оно появилось несколько столетий спустя. Это тоже для красоты?

— А как все-таки выглядел Александр Невский? — заинтересовались ребята.

Караев собирает изображения Александра. В его коллекции их накопилось уже много. Но чему верить? Художник Павел Корин на своих полотнах пишет портрет Черкасова. Красивый, мужественный. Но такой ли он был?

В «Житии Александра Невского» Александр сравнивается по красоте с Иосифом Прекрасным, по силе — с библейским Самсоном, по храбрости — с римским императором Веспасианом, взявшим и разрушившим Иерусалим. Там же сказано, что он имел «возраст (то есть рост) — паче иных человек, глас его, яко труба в народе».

Все это сочинялось много спустя после смерти Александра. Иные источники говорят, что он был так высок, что свободно целовал Деисуса2 над царскими вратами. Это гигантский рост! Но каменный гроб, в котором был похоронен Александр, сейчас находится во владимирском музее. Гроб этот мог вместить человека не выше 160 сантиметров.

Если бы удалось найти череп Александра, то скульптор-антрополог М.М. Герасимов мог бы восстановить его скульптурный портрет. Но черепа нет.

В двадцатых годах во многих монастырях и церквах обследовали мощи святых. В некоторых случаях установили, что прах мумизировался. По церковному обычаю этого было достаточно для того, чтобы покойника канонизировали, то есть причислили к лику святых. Такие мумии назывались—«нетленные мощи». В иных же местах вместо нетленных мощей были обнаружены различные, не всегда даже человеческие, кости, фигуры из материи, ваты. Это были явные подделки.

В гробнице Александро-Невской лавры вместо мощей Александра был найден всевозможный мусор. Он был выброшен, и сейчас огромная серебряная рака, гробница Александра, пустая, выставлена в Ленинградском Эрмитаже.

После знаменитой победы над шведами Петр Великий создал новую столицу России на выходе в море — Санкт-Петербург. Сюда же он решил перенести прах другого великого победителя шведов — Александра Невского. Петр приказал для этого построить Александро-Невскую лавру на том месте, где, по тогдашним предположениям, была одержана эта победа.

— А вот реставратор Суздаля Алексей Дмитриевич Варганов, — продолжал Александр Сергеевич, — сообщил следующее.

Он рылся в Ленинграде в архиве Святейшего синода с целью установить дату постройки ряда церквей — памятников архитектуры. В этом архиве он случайно наткнулся на документ, носящий название «Юрнал архимандрита Сергия». Этому архимандриту было поручено перевезти прах Александра из Владимира в Петербург.

В «Юрнале» подробно описывается вся перевозка, перечисляются все молитвы, которые читали в пути, но есть и очень интересная подробность.

Когда подъезжали к Москве и перед подъемом на Воробьевы горы переезжали через небольшую речку, вода которой поднялась от паводка (очевидно, это Сетунь), то мост не выдержал и гробница упала в воду. Гробница была тяжелая и, по словам Сергия, ее несли сто двадцать гренадеров. Содержимое вывалилось в воду. Что удалось собрать, то и собрали. Когда все это привезли в Петербург, то Петр открыл гроб, посмотрел, выругался. Потом сказал: «Быть по сему», запер на ключ, а ключ забросил в Неву.

Рассказано это было как курьез, но на этом можно строить и предположения.

Владимирцы чтили Александра. Возможно, останки его мумизировались, а этого было достаточно для того, чтобы объявить человека святым. Александр умер по пути из Орды, и есть предположение, что там он был отравлен, так же как и его отец и брат Андрей. Может быть, яд препятствовал разложению тела. Умер Александр по дороге, в Городце. Привезли его во Владимир и там похоронили.

Будучи однажды во Владимире и желая получше рассмотреть фрески Андрея Рублева — а их музейные работники показывают наспех, — Александр Сергеевич в выходной день музея попросил служащую Успенского собора, которая хранит ключи, пустить его внутрь.

Ему удалось провести несколько часов в соборе, осмотреть не торопясь фрески и услышать интересный рассказ служительницы, пустившей его. Под иконой Александра Невского стоит серебряная гробница. На вопрос, что в ней находится, был дан ответ: «Александр Невский».

— Но ведь его перевезли в Петербург?

И тут последовал рассказ:

— Это верно, Александра перевезли в Петербург, но когда Петр открыл гроб, чтобы посмотреть на Александра, то Александр увидел, что Петр без бороды и в немецком платье и вокруг него все такие же. Тогда Александр плюнул Петру в лицо. Петр выругался, запер гробницу на ключ и ключ забросил в Неву. После этого Александр сам вернулся во Владимир, и сейчас он здесь у нас.

По поводу плевка удивляться не приходится. Это уже третий случай в легендах, когда покойники плюют в лицо тому, кто им не угоден.

Александр Сергеевич после этого опять обратился к Варганову, но Алексей Дмитриевич сказал, что он сам интересовался этой гробницей, но в ней находится только одна фаланга пальца.

Потресов обращался с вопросами и к служителям собора. Те весьма уклончиво говорили, что Александр во Владимире, но где именно — неизвестно. Возможно, что духовенство прячет его еще с петровских времен.

А как было бы интересно восстановить скульптурный портрет Александра!

Останки брата Александра, Андрея, сохранились, но братья могут быть совсем не похожи друг на друга. Ведь совершенно по-разному выглядели Андрей Боголюбский и его брат Всеволод.

А плот идет и идет тем временем потихонечку.

Несколько речек, пересекающих канал, отдают ему свои воды. Появилось попутное течение. Караван пошел скорее. Под вечер второго дня ребята стали снимать лагерь и грузить байдарки.

Перед Петрокрепостью распрощались с гостеприимным плотом и стали на берегу на ночлег. Ровное низкое место. На левом берегу — обширное болото. Противоположный берег— узкая перемычка между каналом и озером, и там шумят набегающие волны.

Завтра надо пораньше войти в Неву.

Примечания

1. Ушкуи — легкие быстрые суда. Насады — большие, тяжелые, служили для перевозки грузов и больших отрядов воинов.

2. Деисус — по-гречески — моление. Главный ряд самых крупных икон в иконостасе над вратами. Центральная икона — Спас на престоле, слева — богоматерь, справа — Иоанн. Бывают деисусы многофигурные. Все изображенные молят судью небесного за грешный род людской в день страшного суда.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика