Александр Невский
 

Древние иконы Преображения Христова из Галицкой земли

Очевидно, из Старосамборского Спасского монастыря происходит одна из наиболее ранних среди сохранившихся до нашего времени древнерусских икон, посвященных Преображению Господню на горе Фавор. Это — датируемая началом XIV в. (а иногда даже концом XIII в.) икона «Преображение Христа» из церкви Рождества Богородицы села Бусовыско Старосамборского района Львовской области, ныне хранящаяся в собрании Львовского национального музея.1

После упразднения монастыря австрийским правительством перемышльский епископ распорядился распределить имущество монастыря — иконы, литургические сосуды и др. — по храмам окрестных сел. Так главная храмовая икона Спасо-Преображенского монастыря «Преображение Христа» оказалась в церкви одного из ближайших сел, некогда принадлежавших монастырю.2

Ил. 88. Преображение Христа. Икона из церкви Рождества Богородицы с. Бусовыско Старосамборского района Львовской области. Конец XIII — начало XIV вв. Львовский национальный музей (Львов, Украина)

По своим художественным особенностям эта икона заметно выделяется среди произведений искусства Галицко-Волынской Руси. Для стилистики ее письма характерна уникальная в своем роде трактовка широкими охристо-зелеными мазками трех вершин горы Фавор и богатый цветной ковер растительности у ее подножия. Отмеченные особенности иконы, по мнению В.С. Александровича, находят соответствия в кругу памятников византийского искусства из коллекции монастыря Св. Екатерины на Синае, в частности с одной из хранящихся здесь икон «Преображение» начала XIII в.3

Датировка иконы затруднена ввиду некоторых стилистических различий в написании ее верхней и нижней частей, что приводит исследователей к выводу о возможном перерыве в написании отдельных композиций иконы, созданных разными мастерами, работавшими друг после друга.4 Как отмечает патриарх Димитрий (Ярема), видный исследователь западноукраинской иконописи, характер написания мандорлы Христа и ее лучей сближают икону из с. Бусовыско с миниатюрой греческого Евангелия из Парижской национальной библиотеки, изображающей сцену Преображения и датируемой концом XIII в.; остроконечные скалы Фаворской горы находят параллель с фресковым изображением Лестницы Иакова и борьбы его с ангелом в церкви Св. Климента в Охриде, датируемым 1295 г.; фигура пророка Моисея напоминает образ апостола Иоанна на византийской иконе «Снятие Спасителя с Креста» (XIII в.) из собрания А. Стокле в Брюсселе. На основании отмеченных параллелей патриарх Димитрий датирует икону из с. Бусовыско последней четвертью XIII — началом XIV в. и считает ее возможным заказчиком князя Льва Даниловича.5

Ил. 89. Преображение. Икона из церкви Св. Георгия с. Вильшаницы Львовского района Львовской области Конец XIV в. Львовский национальный музей (Львов, Украина)

Заметим, что икона «Преображение Христа» из с. Бусовыско — не единственная среди древних Преображенских икон Галицкой земли. Более подвержена влиянию эстетики исихазма другая икона «Преображение», происходящая из церкви Св. Георгия в с. Вильшаницы под Львовом и датируемая концом XIV в.6 Эту икону, также хранящуюся ныне в Львовском национальном музее, по праву относят к наиболее выдающимся произведениям перемышльской иконописной школы конца XIV — начала XV вв.7

Началом XV в. датируется икона «Преображение Господне» из с. Жогатин (в западной части бывшего Добромильского повета Львовского воеводства; ныне — гмина Бирча Перемышльского повета Подкарпатского воеводства Польши). Ее размеры (110×79 см) указывают, что это была храмовая икона. Но поскольку в Жогатине и его окрестностях храмов в честь Преображения не было, остается предложить, что эта икона происходила из Преображенского монастыря в с. Монастырце возли Лиско, закрытого австрийскими властями в 1784 г.8

Ил. 90. Преображение Господне. Икона из с. Жогатин бывшего Добромильского повета Львовского воеводства. Начало XV в. Львовский национальный музей (Львов, Украина)

Известны еще три иконы Преображения XV в., которые ввиду их значительных размеров также должны быть отнесены к числу престольных храмовых икон. Одна из них ныне находится в Национальном музее во Львове, две других — в Историческом музее г. Санок (Польша). Иконы обнаруживают некоторое стилистическое сходство между собой, а также близость к композиции фрески Преображения Троицкого костела в Люблине (1418).9

Примечания

1. Логвин Г., Міляєва Л., Свєнціцька В. Український середньовічний живопис. Київ, 1976. Табл. XX; Овсійчук В.А. Українське мистецтво XIV — першої половини XVII століття. Київ, 1985. С. 48; Вуйцик В. Маловідома пам'ятка княжої доби. С. 148.

2. Никорович Ю. Схиматизм всего клира русско-католического Перемишльской єпархій <...> на год 1879. Перемишль, 1879. С. 351; Димитрій (Ярема), патріарх. Іконопис Західної України XII—XV ст. Львів, 2005. С. 42.

3. Александрович В. Мистецтво Галицько-Волинської держави. Львів, 1999. С. 31—32.

4. Димитрій (Ярема), патріарх. Іконопис Західної України... С. 46.

5. Там же. С. 47—48.

6. Свєнціцька В.І. Українське станкове малярство XIV—XVI ст. і традиції візантійського мистецтва // Українське мистецтво у міжнародних зв'язках. Дожовтневий період. Київ, 1983. С. 20—21; Свєнціцька В.І., Сидор О.Ф. Спадщина віків. Українське малярство XIV—XVIII століть у музейних колекціях Львова. Львів, 1990. С. 10. Рис. 11, 12.

7. Александрович В. Мистецтво Галицько-Волинської держави. С. 32—33.

8. Димитрій (Ярема), патріарх. Іконопис Західної України... С. 213.

9. Там же. С. 397—398.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика