Александр Невский
 

С. Русичев. «Александр Невский»

 

...Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель — сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа.

В.Г. Вернадский

Александр Ярославич (Феодорович) Невский, сын князя Ярослава Всеволодовича, родился в 1220 году (по другим данным — в 1221 году). Являлся князем новгородским в 1236—1251 годах, великим князем владимирским с 1252 года. Победами над шведами (Невская битва, 1240 год) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242 год) князь Александр обезопасил западные границы Руси.

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года. Был канонизирован Русской православной церковью.

Это лишь сухие основные факты жизни и деяний знаменитого полководца. За ними стоит множество разнообразных событий, произошедших в сложнейшее для Руси время. Интерес людей к этой выдающейся личности и связанным с ней историческим вехам никогда не угасал, значителен он и сегодня, в эпоху, уже отдаленную от XIII века, когда можно более беспристрастно взглянуть на имевшие место события. И в этом помогает знакомство с литературно-историческими памятниками, содержащими бесценные сведения об ушедшей эпохе.

Родился Александр в городе Переяславле-Залесском. В XIII веке имя Александр редко встречалось среди представителей княжеской среды и напоминало имя древнегреческого полководца, прославившегося своим героизмом, — Александра Македонского. Отцом Александра был князь Ярослав Всеволодович, активно укреплявший свою власть, матерью, как считают историки, была Ростислава, дочь московского князя Мстислава Удалого. У Александра было семь братьев и две сестры. Александр — внук Всеволода Большое Гнездо.

Первые сведения об Александре датируются 1228 годом. В это время новгородский князь Ярослав Всеволодович вступил в противостояние с жителями города и был вынужден отъехать в Переяславль-Залесский, являвшийся его родовым уделом. Однако князь оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух своих малолетних сыновей — Федора и Александра. Вскоре Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича в связи со смертью Федора. В1236 году он вступил в новгородское княжение. В 1239 году взял в жены полоцкую княжну Александру Брячиславну. На начальном этапе княжения Александру пришлось уделять большое внимание укреплению Новгорода, так как с востока исходила серьезная угроза со стороны монголо-татар. Александр основал несколько крепостей на реке Шелони, на западной окраине Новгородских владений. В скором времени Александр прославил свое имя в битвах со шведами, немцами и литовцами, упорно стремившимися захватить Новгород и Псков, пользуясь тем, что остальная Русь теряла силы от беспощадного татарского погрома. В этом заключалась основная сложность экономического и политического положения Руси в XIII веке. Но Русь всегда была сильна своими людьми, и у нас есть у кого поучиться государственной мудрости и патриотизму. Александр Невский, князь новгородский, великий князь владимирский, своими победами над шведами в Невской битве 1240 года и над немецкими рыцарями Ливонского ордена в Ледовом побоище 1242 года обезопасил западные границы Руси. Своей мудрой политикой Александр уменьшил тяготы татаро-монгольского ига.

За свои заслуги перед отечеством великий князь был канонизирован Русской православной церковью. Жизнь его, как военачальника и политика-дипломата, всегда интересовала историков. Еще при жизни о нем слагались легенды, церковными служителями составлялись жизнеописания.

Молодой князь впервые прославился после победы, которая была одержана им 15 июля 1240 года над отрядом шведских воинов. Битва произошла на берегу Невы, в устье реки Ижоры, противником командовал ярл Биргер — будущий правитель Швеции. Александр не только осуществлял руководство боем, но и принимал в нем личное участие. Принято считать, что Александра стали называть Невским именно после этой победы над шведами, однако следует отметить, что это прозвище начинает встречаться в летописных источниках только с XIV века. Невская битва в 1240 году остановила вторжение шведов в земли, принадлежавшие Новгороду и Пскову, предотвратила потерю Русью берегов Финского залива.

После разгрома шведов Александр был вынужден оставить Новгород и уехать в Переяславль-Залесский, так как среди новгородцев очередной раз разгорелся конфликт. Тем временем Новгород оказался под угрозой, исходящей с запада: в новгородские земли вторглось войско Ливонского ордена, состоявшее из немецких крестоносцев Прибалтики и датских рыцарей из Ревеля. Предварительно была достигнута договоренность о поддержке со стороны папы и псковичей, издавна соперничавших с новгородцами.

Новгородцы, встревожившись, отправили послов с просьбой о помощи к Ярославу Всеволодовичу. Тот направил в Новгород отряд воинов, которым руководил его сын Андрей Ярославич. Его вскоре заменил Александр, который освободил Копорье и Вольскую землю, захваченные ливонскими рыцарями, а затем с победой вошел в Псков, занятый немецкими захватчиками. Новгородцы вторглись в земли, принадлежавшие Ливонскому ордену, и принялись разорять поселения эстов, плативших дань крестоносцам. Передовым русским полком командовал Домаш Твердиславич, но этот полк был разгромлен рыцарями, выступившими из Риги. Тем самым Александр был вынужден передвинуть свое войско к рубежам Ливонского ордена, проходившим по Чудскому озеру.

Предстояла решающая битва. Она произошла 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, у Вороньего камня. В историю это сражение вошло как Ледовое побоище. Немецкое войско было разбито. Русские семь верст гнали немцев по льду, при этом погибло около 500 рыцарей и около 50 были пленены. Ливонский орден был вынужден заключить мирный договор, в соответствии с которым рыцари отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали часть Латгалии. Это значительно укрепило позиции русских.

Летом 1242 года Александр разгромил семь литовских отрядов, которые напали на Русь со стороны северо-западных границ. В 1245 году был отбит у литовцев Торопец, одержана победа над литовским боевым отрядом у озера Жизца, а затем разбита литовская оборона под Усвятом. В период 1242—1245 годов князь Александр своими многочисленными победами нагнал сильнейший страх на ливонцев. Победоносная защита Александром северных областей Руси обусловила отказ немцев по мирному договору от всех завоеваний недавних лет. Папа Иннокентий IV в 1251 году отправил к Александру двух кардиналов, чтобы те убедили его принять главенство Рима, обещая в качестве награды помощь ливонцев в борьбе с татаро-монгольским игом. Однако князь держал совет со старейшинами, на котором было принято решение гордо отказаться. В 1256 году шведы предприняли попытку отнять у новгородцев побережье и даже начали строительство крепости на реке Нарове. Но когда до них дошел слух о том, что в их сторону направляется Александр со своим войском, они отказались от осуществления своих планов.

Тем временем Золотая Орда упрочила свою власть на Руси. Думать о свержении ига на тот момент представлялось невозможным. И Александр избрал единственный разумный путь, рассчитывая на великодушие победителей. После смерти своего отца, князя Ярослава, Александр в 1247 году впервые отправился поклониться Батыю по ханскому требованию. Тот велел Александру отбыть к великому хану в Монголию вместе с братом Андреем, который явился в Орду ранее. Путешествие братьев длилось более двух лет. Великий хан повелел Андрею княжить во Владимире, а Александру — в Киеве и Новгороде. Для поселения Александр выбрал Новгород, поскольку киевские земли были к тому времени значительно опустошены врагами. Князь пришел к заключению, что татары предпочитают иметь дело с усмиренными князьями, а не со склонным к непредсказуемым всплескам свободолюбия вечем. Таким образом, усиление власти великого князя было выгодно татарам, но также требовалось для укрепления Руси, которую продолжали раздирать междоусобные столкновения.

Князь Андрей, брат Александра, по-иному видел сложившуюся ситуацию. Поэтому Андрей вместе с братом Ярославом Тверским организовал вооруженное сопротивление татарам. Войско Орды двинулось на него в 1252 году в ответ на неповиновение. Царевич Неврюй командовал войском, которое одержало победу над отрядами Андрея. Самому князю Андрею удалось бежать в Швецию, после чего великое княжение Владимирское перешло к Александру по ханскому повелению. В этот период для него было характерно стремление к самовластию, он проявил себя как жестокий правитель, поскольку ощущал поддержку со стороны татар и свое старшинство и силу, теперь никем не оспариваемые.

В 1259 году, была проведена перепись жителей новгородского княжества для поголовного обложения данью. Новгородцы выступали против переписи, и ее удалось осуществить только под угрозой татарского погрома. В Ростове, Переяславле, Ярославле, Владимире, Суздале и ряде других городов жители, сговорившись, перебили татарских откупщиков дани в 1262 году. Александр, явившись к хану, своей сдержанностью спас Русь от уже готовящегося разгрома. Оставаясь с зимы до лета в Орде, князь тяжело заболел и не перенес пути домой. Поняв, что дни его походят к концу, он приняв схиму и скончался в Городце Волжском 14 ноября 1263 года. Горестную весть об утрате Александра донес до народа митрополит Кирилл, вызвав плач народа, который забыл нанесенные князем обиды перед лицом его заслуг перед Родиной.

Церковь причислила его к лику святых. В 1380 году во Владимире были открыты его мощи, которые в 1724 году по повелению Петра Великого перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру.

Каждый летописец и историк по-своему повествовал о деяниях Александра, которым давались порой различные интерпретации. Сведения о жизни и военных подвигах великого князя рассредоточены по разным историческим источникам и поэтому не дают целостной картины жизни этого великого русского человека. Задачей данного издания является попытка свести воедино в неком литературном обзоре данные различных источников, касающиеся его биографии, чтобы читатели смогли воссоздать имевшую место картину того времени. Подобное воссоздание важно в общеобразовательном и особенно в воспитательном процессе, с целью успешной реализации которого и было задумано данное издание.

В данной книге собраны отдельные главы наиболее значительных произведений, позволяющих воссоздать картину жизни Александра Невского и исторических событий, явившихся ее фоном. Это «Житие Александра Невского», избранные главы из «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Н.И. Костомарова, «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева, «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, фрагменты из «Сказаний о Русской земле» А.Д. Нечволодова.

«Житие Александра Невского» прежде всего ценно тем, что оно написано современником и имеет огромное значение для понимания оценки личности и заслуг Александра Невского во времена, когда его жизнь была запечатлена в рукописи. С одной стороны, в ней нет четко выраженной хронологической структуры, детального описания важных исторических событий. С другой стороны, автор воспевает Александра Невского как мужественного защитника Русской земли. Для описания создатель рукописи выбрал два сражения русского войска под предводительством Александра, принесших победу русской стороне. Это битва со шведами на Неве и сражение с немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Князя и его войско характеризуют героизм, самоотверженное отношение, стойкость во имя интересов Руси.

Ткань повествования насыщена эмоциями летописца, его гордостью за Русь, за великого князя, отстаивающего независимость отечества. В частности, таков фрагмент описания, в котором говорится об отказе Александра Невского принять католическое руководство:

«Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: "Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем"».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: "От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и воскресения, от воскресения же Его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем". Они же возвратились восвояси».

Выдающийся историк Н.И. Костомаров в «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» показывает великого князя Александра в центре происходящих событий. Историк описывает нескольких событий из его детства, имевших историческое значение. В произведении рассмотрены причины вражды немецкого и славянского племен, в той мере, в которой это было возможно, поскольку о начальных этапах этой вражды не было возможности сложить четкое представление: «Вражда немецкого племени со славянским принадлежит к таким всемирным историческим явлениям, которых начало недоступно исследованию, потому что оно скрывается во мраке доисторических времен. При всей скудости сведений наших, мы не раз видим в отдаленной древности признаки давления немецкого племени над славянским. Уже с IX века в истории открывается непрерывное многовековое преследование славянских племен; немцы порабощали их, теснили к востоку и сами двигались за ними, порабощая их снова...»

Охарактеризованы западный враг Руси, а также роль католической церкви в возникновении между двумя сторонами противоречий, вылившихся в вооруженный конфликт: «За прибалтийскими славянами к востоку жили литовские и чудские племена, отделявшие первых от их русских соплеменников. К этим племенам в конце XII и начале XIII века проникли немцы в образе воинственной общины под знаменем религии, и, таким образом, стремление немцев к порабощению чужих племен соединилось с распространением христианской веры между язычниками и с подчинением их папскому престолу».

С.М. Соловьев характеризует Александра Невского как народного предводителя в борьбе с нашествием немецких и шведских завоевателей. В произведении выдающегося историка подробно описываются этапы борьбы князя за владимирский великокняжий престол, которая велась в соответствии с представлениями о старшинстве в роду. Также рассказывается о событиях, связанных с деяниями великого князя. Однако следует отметить, что С.М. Соловьев уделил влиянию монголо-татарского ига на Русь и его последствиям меньше внимания, чем другие историки. При этом он подчеркивает тот факт, что татары отличались веротерпимостью до 1312 года, в котором государственной религией Золотой Орды стал ислам. Важно то, что историк объективно отражает в своей работе проявления веротерпимости ханов на определенном этапе, не очерняя их безоглядно, так же как и не обеляет он Александра, которому порой была свойственна жестокость и чрезмерная властность.

Выдающийся русский историк, член Императорского русского военно-исторического общества, Александр Дмитриевич Нечволодов создавал «Сказания о Русской земле» с любовью и гордостью за национальное прошлое России. Вот что говорил о своих целях сам автор:

«Предлагаемая книга написана с целью дать возможность каждому русскому человеку изучить жизнь и дела своих предков в давние времена.

Изучение это не только высокопоучительно, но и совершенно необходимо.

Оно показывает нам, от каких смелых, мудрых и благородных людей мы происходим; какие великие труды были положены ими на создание нашей родины, и как обильно орошена их кровью каждая пядь Русской земли.

Вместе с тем, изучение это показывает нам путь, по которому мы должны идти, чтобы исполнить священную обязанность перед потомством — сохранить для него в полной неприкосновенности святое наследие наших предков — Русскую землю».

Национальная история всегда служит твердой опорой и непоколебимой почвой для формирования национального сознания и самопознания. И здесь чрезвычайно важна преемственность лучших патриотических традиций при передаче их из поколения в поколение. А.Д. Нечволодов показывает истоки формирования неординарной личности великого князя Александра:

«По отцу и по матери он был прямым потомком славного Мономаха, причем в племени отца своего он имел таких предков и родичей, как Всеволод Большое Гнездо и Андрей Боголюбский, а со стороны матери — блаженной Феодосии, женщины необыкновенно святой жизни, в нем текла кровь святого Мстислава Великого, блаженного Ростислава Смоленского, святого Мстислава Храброго и Мстислава Удалого.

Таким образом, Александр мог унаследовать от своих благородных и доблестных предков необыкновенное благочестие и горячую любовь к родине, свойственные им всем; сострадательное сердце, отвагу, пылкость и блестящие военные способности от дедов и прадедов со стороны матери, и вместе с тем ясный и проникновенный ум и железную твердость воли в делах государственных как от мудрого деда по отцу — Всеволода Большое Гнездо, так и от отца своего — Ярослава».

«История Государства Российского» Н.М. Карамзина полна описаний бытовых деталей, что помогает воссоздать картину происходившего. Вот как повествует историк о посещении великим князем ставки хана Батыя: «В Пятницу Страстныя недели провели нас в ставку его между двумя огнями, для того, как говорили Татары, что огонь есть чистилище для всяких злых умыслов, отнимая даже силу у скрываемого яда. Мы должны были несколько раз кланяться и вступить в шатер, не касаясь порога. Батый сидел на троне с одною из жен своих; его братья, дети и Вельможи на скамьях; другие на земле, мужчины на правой, а женщины на левой стороне. Сей шатер, сделанный из тонкого полотна, принадлежал Королю Венгерскому: никто не смеет входить туда без особенного дозволения, кроме семейства Ханского».

Красной нитью у Карамзина прослеживается жизнеутверждающая мысль: человек — главный двигатель исторических процессов. Только зная и помня о подтвержденных реальными источниками деяниях выдающихся личностей, можно сформировать основу для воспитания думающего современного общества, члены которого ценят свои многовековые корни. Важно видеть исторические события без приукрашивающего флера, сводя к минимуму искажения, вносимые временем. Так, в «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзин пишет: «Не только иноземцы, но и мы сами не оценим справедливо государственных успехов древней России, если не вникнем в обстоятельства тех времен, не поставим себя на месте предков и не будем смотреть их глазами на вещи и деяния, без обманчивого соображения с новейшими временами, когда все изменилось, умножились средства, прозябли семена и насаждения. Великие усилия рождают великое: а в творениях государственных начало едва ли не труднее совершения».

В труде Н.М. Карамзина мы видим мудро положенное начало политической и нравственной линии, характерной для лучших представителей русского народа на протяжении веков. И сегодня за современниками остается решение задачи, связанной с завершением начатого, сохранением лучших русских традиций. В этом заключается преемственность поколений.

  К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика