Александр Невский
 

На правах рекламы:

строительная лаборатория. www.nilstroi.ru/stroitelnaya-laboratoriya

Введение

«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»1. В таких словах К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» определили значение классовой борьбы в мировой истории. В свете данного положения ясно определяется и значение нашей темы о крестьянских и городских восстаниях на Руси XI—XIII вв., так как эти выступления народных масс были ярким проявлением классового антагонизма, существовавшего в древнерусском обществе. Народные восстания той эпохи показывают, что русский народ с давнего времени боролся против крепостнического гнета.

Классики марксизма-ленинизма дали нам ценнейшие руководящие указания по истории народных восстаний. Классическим трудом, специально посвященным одному из крупнейших крестьянских восстаний в средние века, является книга Ф. Энгельса «Крестьянская война в Германии».

Труд Энгельса может служить образцом для всякой работы по истории народных восстаний, в том числе и по истории крестьянских и городских движений в древней Руси, хотя в нем изучена крестьянская война позднего средневековья. В своей книге Энгельс дает представление о Германии начала XVI в., ее экономическом и политическом состоянии. Особенно важен для нашей темы анализ классового строения общества в Германии2. Далее Энгельс показывает ход Крестьянской войны в Германии, а также неизбежность ее поражения. Напомним, что эту работу Энгельс написал в 1850 г. «еще под непосредственным впечатлением только что завершившейся контрреволюции»3. Замечательно само начало книги, в котором указывается, что немецкий народ имел свою революционную традицию, ярким проявлением которой была Крестьянская война XVI в.

Ценнейшие указания по вопросу о характере и особенностях крестьянских и городских восстаний в феодальное время находим и в других работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Так, чрезвычайно важным является их вывод о том, что «все крупные восстания средневековья исходили из деревни, но и они, из-за раздробленности и связанной с ней крайней отсталости крестьян, также оставались совершенно безрезультатными»4.

Громадное значение для изучения истории народных восстаний, в том числе крестьянских движений на Руси, имеют труды В.И. Ленина. В своих работах В.И. Ленин указывает на трагическое положение крестьян, боровшихся в феодальное время с помещиками. В статье «К деревенской бедноте» В.И. Ленин дает следующую замечательную по краткости и выразительности характеристику борьбы крестьян против крепостного права: «Когда было крепостное право, — вся масса крестьян боролась со своими угнетателями, с классом помещиков, которых охраняло, защищало и поддерживало царское правительство. Крестьяне не могли объединиться, крестьяне были тогда совсем задавлены темнотой, у крестьян не было помощников и братьев среди городских рабочих, но крестьяне все же боролись, как умели и как могли»5.

В.И. Ленин отмечал большое значение народных движений в феодальную эпоху. В речи, произнесенной с Лобного места 1 мая 1919 г., Ленин говорил о Степане Разине как представителе «мятежного крестьянства», сложившем свою голову в борьбе за свободу6.

Таким образом, в деле изучения крестьянских и городских восстаний мы стоим на твердой почве и вооружены четкими теоретическими указаниями классиков марксизма-ленинизма. Тем более представляется странным, что история народных восстаний на Руси в эпоху феодализма изучена до сих пор еще очень слабо. Даже восстаниям под предводительством Разина и Пугачева до сих пор не посвящено обобщающих трудов, написанных историками-марксистами. Что касается крестьянских и городских движений на Руси XI—XIII вв., то они пока еще остаются без должного изучения. С относительной полнотой рассмотрены только киевские восстания 1068 и 1113 гг.

Следовательно, нам предстоит изучить исследуемые вопросы во многих случаях заново, что заставляет с особым вниманием отнестись к рассмотрению источников о крестьянских и городских восстаниях на Руси XI—XIII вв. Естественно, что история народных движений неотрывно связана с экономической и политической историей своего времени. Поэтому крестьянские и городские восстания будут нами рассматриваться в тесной связи с экономикой, социальными отношениями, политическим развитием и культурой Руси XI—XIII вв.

Эта работа основана на длительном и внимательном изучении источников. Но автор ее ставил перед собой не только исследовательские, но и популяризаторские задачи. На его взгляд, история крестьянских и городских восстаний на Руси, даже в такое отдаленное время, как XI—XIII вв., может быть интересна любому читателю, хотя бы элементарно знакомому с историей нашей Родины. Между тем чтение сочинений по истории древней Руси обычно затрудняется приводимыми в тексте многочисленными выписками из летописей с их старинными и малопонятными речениями. Поэтому все выписки из летописей, как правило, даются в этой работе в переводе на современный русский язык, а собственно летописный текст оставлен в примечаниях. Туда же отнесены и всякого рода пояснительные или полемические заметки по отдельным вопросам.

Комментарии

Работа опубликована отдельным изданием в 1955 г. (М., 280 стр.). Она явилась продолжением исследования истории Древней Руси, результаты которого были изложены в монографиях: «Исследование о «Русской Правде» (М., 1941) и «Древнерусские города» (Изд. МГУ, 1946). Рассказывая об истории создания этой работы, М.Н. Тихомиров писал: «Некоторые из моих научных работ первоначально возникли в виде курсов лекций и только позже оформились в монографии... Сейчас выходит моя книга о крестьянских и городских восстаниях на Руси XI—XIII веков, основанная на курсе лекций, прочитанных на историческом факультете» («Московский университет», 7 мая 1955 г.). Михаил Николаевич имел в виду специальный курс, читавшийся им в 1650—1953 гг. для студентов, специализирующихся по истории СССР. За эту книгу Ученый совет Московского университета присудил М.Н. Тихомирову в 1957 г. Ломоносовскую премию.

В соответствии с характером настоящего издания опущены помещенные в книге 44 иллюстрации и 44 заставки, подобранные Н.А. Баклановой и М.В. Щепкиной. Как и в других работах М.Н. Тихомирова, они существенно дополняли текст и были с ним органически связаны.

Большую часть ссылок на летописи М.Н. Тихомиров в данной работе дал по Лаврентьевской и Ипатьевской летописям издания 1872 и 1871 гг. В тех случаях, когда в тексте не указывается год, к которому относится ссылка, в квадратных скобках даются сноски на издание этих летописей в первом и втором томах ПСРЛ 1962 г.

Работа М.К. Каргера, на которую М.Н. Тихомиров ссылается на стр. 143, вошла в двухтомную монографию М.К. Каргера «Древний Киев» (т. I. М.—Л., 1958, стр. 298—328).

Ряд новых материалов, связанных с житием Авраамия Смоленского, о котором М.Н. Тихомиров говорит на стр. 278, содержится в статье Б.А. Рыбакова «Смоленская надпись XIII в. о «врагах игуменах». — «Советская археология», 1964, № 2, стр. 179—187.

Примечания

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. — Сочинения, т. 4, стр. 424.

2. Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 7, стр. 343—437.

3. Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. М., 1953, стр. 3 (предисловие редакции).

4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. — Сочинения, т. 3, стр. 52.

5. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 7, стр. 194.

6. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 38, стр. 326.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика