Александр Невский
 

Заметки на правом манжете, или Вместо послесловия

Одним из ключевых является вопрос, был или не был организован Ватиканом крестовый поход на славянский Восток или, если быть точнее, то на Русь? То, что принято называть Drang nach Osten.

Можно ли считать вооруженные столкновения между православными и католиками частью хорошо продуманного антирусского замысла, претворенного в жизнь папской курией?

Был ли главной целью крестоносцев захват русских земель, или главной причиной военных действий стали разногласия на религиозной почве?

Можно ли совокупность всех этих причин назвать крестовым походом?

Или да, или нет. Середины не дано. Одни считают, что был, другие, что нет. У каждой из групп своя правота, своя аргументация. Как это часто бывает, спор заходит в тупик, ибо никто не слушает аргументы собеседника, подразумевая лишь свою, исключительно свою правоту.

Но, как ни странно, правы и те и другие. Ибо в тех доводах, которые приводит каждая из сторон, есть свой резон. Вопрос только в том, что принимать за истину в последней инстанции.

Чтобы выбрать, какая точка зрения есть правильная, а какая нет, давайте рассмотрим аргументы каждой из сторон, и после этого вы выберете ответ сами.

Начнем от обратного. То есть рассмотрим версию первую. Никакого крестового похода на православный Восток не было, а были лишь пограничные стычки, переходящие в затяжные войны с различными духовно-рыцарскими католическими орденами.

Что говорит в пользу этой точки зрения?

Никаких папских булл, а соответственно, и иных документов об официальном объявлении крестового похода на Русь или хотя бы против Новгорода или Пскова историками не обнаружено. То есть в отличие от крестовых походов в Святую землю, никакого документального подтверждения крестовые походы на Русь не имеют.

К тому же таковое понятие, как Русь, для католического престола звучало бы сильно общо. В отличие от большинства наших современников, любой из верховных священнослужителей Ватикана знал, что никакой единой Руси на тот момент не существовало. Даже деление на Северо-Восточную Русь, Южную и Юго-Западную было довольно условным. Любая из этих Русей состояла еще из целого ряда независимых друг от друга княжеств-государств. Объявить крестовый поход против них всем разом не представлялось возможным, ибо у каждого из князей были свои отношения с государствами Запада. Как и со Святейшим престолом. С другой стороны, на такое грандиозное мероприятие, как завоевание ВСЕЙ Руси, у европейцев бы просто не хватило сил.

Против ВСЕЙ Руси шли только монголы. Вот для них любое из русских княжеств, вне зависимости от местоположения и личности правителя, являлось врагом.

По большому счету, все основные конфликты между православными и крестоносцами свелись к противостоянию Пскова и Новгорода, как представителей русской стороны и духовно-рыцарских орденов. Сначала меченосцев, а затем Тевтонского, в лице Ливонского ландмейстерства. Однако Псков и Новгород — это далеко не вся Русь. А уж если называть вещи своими именами, то это периферия Русской земли, ибо все основные события, касающиеся центральной власти, происходили отнюдь не на берегах рек Волхова и Великой. Вольная Новгородская Республика жила сама по себе. Ибо Господин Великий Новгород, был для остальной Руси тем самым другом, который может быть хуже врага. И уж если господа новгородцы постоянно вносили смуту среди своих соплеменников и единоверцев, то чего уж говорить о крестоносцах, обосновавшихся по соседству и не имеющих даже малой толики славянской крови?

Той же дорогой, что и его старший брат, шел и Псков. Так что какой крестовый поход? Это, можно сказать, порубежные разборки соседей за раздел подведомственных им территорий, за расширение границ влияния, и ничего больше. Борьба за беличьи шкурки.

Дополнительной причиной для столкновений между католиками и православными в Прибалтике послужило различное отношение к язычникам. Особенно на начальном этапе соседства.

Орден и крестоносцы последовательно проводили политику преследования инакомыслящих и гнобили тех, кто исповедовал веру в старых богов. Либо обращали их в христианство. Ведь основной целью Святого престола было нести крест католической веры во все уголки света. И не всегда удавалось образумить неразумных язычников лишь только словом божьим. Попадались такие упрямцы, что нужен был кнут или меч. Именно для этого и были созданы духовно-рыцарские ордена. Западная церковь существовала в постоянной борьбе то с язычеством, то с исламом, и борьба эта часто была жесткой. Воинствующие воины-монахи, этот меч Господа, несли свет истинной веры, как умели. В силу своих способностей.

Однако, несмотря на серьезность и частоту конфликтов между русскими и крестоносцами, они не носили характера религиозной вражды. Как на Ближнем Востоке. Ведь бывало в этой истории даже такое, что русские и немцы выступали единым фронтом против общего врага. Хотя это случалось крайне редко и было скорее исключением из правил.

Например, в 1237-м псковичи послали военную помощь в количестве двухсот ратников ордену меченосцев в походе против Литвы. Кстати, данное мероприятие закончилось весьма плачевно для союзников.

Но это все лишь рассуждения. А что говорят документы? Возможно, они смогут пролить свет и однозначно решить этот вопрос?

Если крестовый поход на Восток имел место быть, то должны остаться документы, на это прямо указывающие. Не мог же папа дать лишь устные распоряжения, не загружая свою канцелярию работой! Все должно быть запротоколировано, тем более такое большое дело, как борьба со схизматиками. Как это уже было с походом в Святую землю.

Историк Б.Н. Флоря в своей работе «У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII век)» приходит к такому выводу: «Крестовый поход против Руси не был объявлен, а официальной целью войны было очередное покорение язычников, а не обращение новгородцев в католическую веру, и крупный политический конфликт между Новгородом и его западными соседями в начале 40-х гг. XIII в. не приобрел черт открытого религиозного противостояния».

Академик И.П. Шаскольский в своей работе «Папская курия — главный организатор крестоносной агрессии 1240—1242 гг. против Руси» с огорчением вынужден был заметить, что «в действительности от этого времени не дошло ни одного источника, где открыто говорилось бы о роли папского престола в подготовке походов на Русь 1240—1242 гг. и содержался бы открытый призыв к нападению на русские земли». А раз документов нет, то и вопрос сам по себе должен быть исчерпан.

Но давайте рассмотрим доводы и в пользу того, что крестовый поход на Русь все же был. Не зря ведь братья-рыцари с таким упорством и настойчивостью столько лет лезли на Русские земли!

Да и само по себе дело с объявлением или необъявлением крестового похода именно против Руси обстояло не так просто. Эта история больше похожа на историю с образованием Ордена меченосцев. В ней много странного, непонятного и запутанного. А как вы помните, Орден меченосцев папа тоже признал не сразу, а лишь когда убедился в его жизнеспособности. До этого меченосцы были практически частным предприятием епископа Альберта.

Начнем с простого. Открыто объявить крестовый поход на Русь, где жили такие же христиане, только исповедующие православие, ни один папа не решился. Это само по себе было бы воспринято негативно. Тем более что у Святого престола и так хватало врагов.

С другой стороны, вести борьбу против закоренелых язычников самое прямое дело Ватикана. Но с другой стороны, папа отлично понимал, что если слуги божьи вторгаются в сферу интересов русских князей и новгородской вольницы, то ответ не заставит себя долго ждать. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предугадать такое развитие ситуации. Значит, крестоносцев такой исход дела не смущал и не останавливал. Особенно если учесть, что со временем они только усиливали натиск как на Прибалтику, так и на русские земли. Просто до определенного момента папа выжидал и до поры до времени свое отношение к происходящему никак не проявлял. В смысле официально. Но. Со временем, когда позиции Ордена меченосцев в Прибалтике укрепились, когда рыцари стали силой, с которой необходимо считаться, то и папа начал все более конкретно обозначать свою позицию по данному вопросу.

И тут еще, в самом начале 1227 года, а если быть точнее, то 27 января, папа Гонорий III внезапно потребовал подчинения от «всех королей Руси». Он практически открыто призывает к крестовому походу на русских и на саму Русь. Пусть не она является первоочередной целью захвата, пусть этот призыв еще завуалирован, но Русская земля уже недвусмысленно упоминается в списке ближайших целей и ориентиров для Ватикана. Причем наравне с язычниками. А это само по себе дает повод как для новых набегов, так и для масштабной войны. В это же самое время папская курия энергично поддерживает вторжение в Юго-Западную Русь венгерских и польских феодалов.

На этом понтифики не успокоились, ибо действия, точнее противодействие русских князей, особенно Ярослава Всеволодовича, стало внушать угрозу для их планов.

Поход Ярослава Всеволодовича на племена карелов и ижору, которые князь крестил и которые лично ему присягнули на верность, вызвал жалобу каноника Томаса. Сей католический фанатик развил бурную деятельность в тех краях, и его кляузы снова вызвали недовольство Ватикана. В 1229 году папа Григорий IX призвал главные торговые центры Прибалтики — Линчепинг, Висби, Ригу, Динамюнде и Любек под угрозой отлучения не продавать язычникам и союзным им русским оружие, лошадей, суда, продукты. Как это делалось в отношении мусульман. А отсюда уже недалеко и до прямого призыва к агрессии и объявлению Руси врагом католичества!

В 1232 году папа римский пошел дальше и распорядился, чтобы немецкий орден защитил каноника Томаса от нападений со стороны русских, накаляя и без того сложную обстановку. Кроме того, папство относило и Финляндию, и Карелию к сфере своих интересов, наплевав на их отношения с русскими князьями.

Девятого февраля 1236 года папа римский Григорий IX объявил крестовый поход против литовских язычников — мероприятие грандиозное, поскольку к тем силам, которые уже находились в Прибалтике, прибыли массы пилигримов из Германии.

К этому моменту тевтоны уже были готовы защищать покоренные ими земли от любых посягательств; мало того, они уже были готовы под благовидным предлогом нести свет католической веры дальше — и в Литву, и на Русскую землю.

С одной стороны, крестовый поход объявлен против литовских язычников, не подкопаешься, поскольку слово «Русь» открыто не упоминается нигде, с другой — конечная цель этого мероприятия понятна любому рядовому крестоносцу.

Сохранился еще один интересный документ, свидетельствующий о том, какие грандиозные планы у папской курии были относительно Руси.

Правда, написан он практически через 20 лет после Ледового побоища, но вряд ли цели и задачи, которые ставили по отношению к Русской земле на Западе, сильно изменились за это время. Это послание папы римского Александра IV магистру и братьям Тевтонского ордена, датированное 25 января 1260 года, и из приведенного отрывка сразу станет ясно, кто и чего и от кого хотел. «Как явствует из дел ваших, вы неустанно печетесь о том, чтобы распространить католический обряд как на востоке, так и в Пруссии и Ливонии и в сопредельных с ними землях во славу Божию, и престолу апостольскому угодно воздать вам, чтобы вы осуществляли это со все большим рвением. Посему мы, внимая вашим просьбам, все земли, замки, деревни и города и прочие места в Русции, которые будут пожалованы их владельцами или отойдут по закону, или занятые безбожными татарами, если сможете отнять у них, впрочем, с согласия тех, к кому, как известно, они относятся, отныне по праву признаем собственностью святого Петра и после того, как они примут обряд христианский, объявляем под особой протекцией и защитой апостольского престола во веки веков и жалуем их вам и дому вашему со всеми правами и доходами и десятинами навеки в свободное владение, причем эти земли, замки, деревни или города и местности ни вы и никто иной никогда не должен передавать во власть другого. Но мы желаем, чтобы епископ и прочие служители церкви или клирики вышеупомянутой Русции, навсегда вернувшись к единству веры и повиновению святой римской Церкви, уже не принадлежали бы к греческим схизматикам и не служили бы постыдно их обряду и распустили всех их духовных лиц». Все как всегда — земли отнять и поделить, православных священников разогнать, а народ окрестить в католичество и постепенно приобщить к германским ценностям.

Так что, если принять во внимание все эти документы, а также многочисленные факты вооруженных столкновений русских дружин и братьев-рыцарей в борьбе за территории, в том числе и русские, то можно прийти к выводу, что крестовый поход на Русь все же имел место. И одно только отсутствие прямых официальных документов, указывающих на это, не может служить однозначным и неопровержимым аргументом в этом споре. А тем более закрыть тему. К тому же все эти долгие годы, можно даже сказать столетия, воевали между собой не страны и народы. Русь воевала с духовными, военно-монашескими орденами, а посему и обойтись без религиозной подоплеки здесь не удалось. Особенно если учесть, что крестоносцы расправлялись с русскими воинами, попавшими к ним в плен, как с язычниками. Для этого достаточно вспомнить Феллин или Юрьев. И цель нести католическую веру на Русь никто не отменял. Как вы помните, в свое время именно Псков был выбран стартовой площадкой распространения католицизма. Город, который должен был стать первым оплотом католической веры на Руси. Он, как факел, должен был зажечь свет истинной веры во всех уголках русских земель, а крестоносцы, в меру своих сил и возможностей, должны были этому способствовать.

Так что, собрав воедино все эти улики, которые кто-то назовет косвенными, можно утверждать, что крестовый поход на Русь все же был.

Мы привели вам доводы в защиту двух полярных точек зрения. Какую из них выбрать, решать вам. Каждая имеет право на жизнь.

Подводя итоги, можно сказать, что орденов против Руси выступало много, и методы борьбы у них у всех были одинаковы. Но...

Но ни одному из них так и не удалось захватить хоть кусочек русской земли, раздвинуть свои границы за счет наших. Нет. Русь выстояла в противостоянии с сильнейшим из противников, которые когда-либо появлялись из диких степей — монголами. Сбросив с себя ярмо зависимости от Чингизидов, справилась и с рыцарями, которые несли на своих плащах символ Христа. Пролив много крови и перетерпев много бед, Русь восстановила свое реноме, встав в один ряд с ведущими европейскими державами. Многие страны и государства исчезли с лица земли и растворились в веках, имея перед собой лишь одного из таких грозных противников, Русь же практически уничтожила обоих.

История этого противостояния напоминает нам об одном.

Уничтожить Россию нельзя!

 
© 2004—2018 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика