Александр Невский
 

Приложение 1. Святость Александра Невского

Почитание великого князя Александра Ярославича Невского как святого в православии началось, по всей видимости, сразу же после его кончины. Известно, что в духовном завещании 1356 года великий князь Московский оставил своему сыну Дмитрию Донскому икону «Святой Александр».

К святым на Руси отношение во все времена было самое строгое. Даже больше — требовательное. Случайных людей в Русской православной церкви не канонизировали. Традиционно ряды святых пополнялись выдающимися личностями из княжеских родов — прославленными воителями или страдальцами за единство земли Русской.

Среди них — Владимир Святой, креститель Древней Руси, князь Владимир Новгородский, великий князь Мстислав Киевский, князь Всеволод Псковский, былинный герой Илья Муромец, великие князья Андрей Боголюбский и Георгий Ростовский, князь Василько Ростовский, мученик Меркурий Смоленский, князья Василий и Константин Ярославские...

Но все же нет среди них более почитаемого святого из числа ратоборцев, чем великий князь Александр Ярославич Невский. Воитель и государь Владимиро-Суздальской Руси здесь первый среди равных.

Впервые вопрос об установлении общецерковного почитания святых в Русской православной церкви решался на церковном соборе 26 февраля 1547 года, созванном митрополитом Макарием. Собор состоялся через сорок дней после венчания Ивана IV Васильевича, будущего Грозного, на Московское царство.

В своем обращении к церковному собору юный царь-самодержец Иван Васильевич сказал:

«Взыде на память мне и вожделе и возревнова душа моя, яко великое и неистощимое богатство со многих времен при прародителях наших сокровенно и забвению предано: великие светильники, новые чудотворцы многими и неизреченными чудесы прославлены Богом».

Среди других святых церковный собор 1547 года установил общецерковное почитание святого Александра Невского и составил его «Житие», службу и похвальное слово. Днем празднования святого Александра было установлено не 14 ноября, день его кончины, а 23 ноября, день его погребения во Владимире.

Таким образом, прославление святого Александра Невского сначала совершалось без особого на то церковного акта. В 1380 году он был прославлен Русской православной церковью, но почитался лишь во Владимирской епархии. Собор же 1547 года установил общецерковное почитание князя-воителя средневековой Руси.

Хорошо известно «Житие Александра Невского», которое дошло до наших дней в летописи XV столетия. Это так называемая Вторая псковская летопись, которая датируется приблизительно 1486 годом. Полностью ее название звучит так: «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Хранится она в Синодальном собрании Государственного исторического музея в Москве.

Перевод этой древней русской рукописи на современный литературный язык сделал известный отечественный историк Ю.К. Бегунов. Он сумел сохранить всю красоту этой воинской повести — «Жития» Александра Ярославича Невского.

Каждая буква в слове прочерчивалась и запечатлевалась на века. Рукописи всегда были драгоценными, настоящими сокровищами. Они тщательно береглись от огня и сырости, от злого умысла «ворога». Рукописи в Древней Руси писались для грядущих столетий, для медленного и любовного чтения. Через них историческое прошлое нашего Отечества становилось исторической памятью поколений живущих людей.

Все это в полной мере относится к «Житию» великого князя и прославленного полководца Александра Ярославича Невского. Его светлый образ и по сей день ярко присутствует в нашем сознании.

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»

«Господе нашем Иисусе Христе, сыне Божьем, я, ничтожный и многогрешный, мало смысля, пытаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярослава, внука Всеволода. Так как слышал от отцов своих и сам был домочадцем и очевидцем жизни его, то рад был поведать о святой и благородной и славной его жизни. Но как Приточник1 говорит: «В лукавую душу не войдет премудрость: становится она на высоких местах, стоит же посреди дорог, у ворот могущественных мужей садится». Хотя и прост я умом, но молитвою Святой Богородицы и помощью святого князя Александра начало положу.

Князь этот Александр по Божьей воле родился от отца милостилюбивого и человеколюбивого и, более того, кроткого князя великого Ярослава и от матери Феодосии2. Как говорит Исайя3 Пророк: «Так говорит Господь: я ставлю князей, ибо они священны, и я руковожу ими». Воистину так: без Божия повеления не было бы княжения его. Но и ростом он был выше других людей, и голос его — как труба в народе, лицо же его — как лицо Иосифа4, которого поставил египетский царь вторым после себя человеком в Египте. Сила же его была частью силы Самсона5. И дал ему Бог премудрость Соломона6, а храбрость его — как у царя римского Веспасиана7, который пленил всю землю Иудейскую. Некогда, во время осады города Иатапаты8, вышли горожане и победили войско его, и остался Веспасиан один, и прогнал к городу, к городским воротам, войско их, и посмеялся над дружиною своей, и укорил ее, говоря: «Оставили меня одного». Также и этот князь Александр, побеждая, сам был непобедим.

Ради князя Александра и пришел некто знатный от Западной страны9, от тех, что зовут себя «слуги Божии», желая повидать его в расцвете сил так же, как в древности царица Ужская10 приходила к Соломону, желая наслушаться мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреяш, увидел князя Александра, возвратился к своим и сказал: «Прошел я много стран и видел многие народы, но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей».

Прослышав же о таком мужестве князя Александра, король римской веры11 из Полуночной страны подумал: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал войско великое и наполнил многие корабли полками своими, устремился в силе великой, кипя духом ратным. И пришел к Неве, влекомый безумием, и послал послов своих, возгордившись, в Новгород, к князю Александру, говоря: «Если можешь, то сопротивляйся мне, — я уже здесь и беру в плен землю твою».

Александр же, услышав слова эти, распалился сердцем, и вошел в церковь Святой Софии12 и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже предвечный, сотворивший небо и землю и поставивший пределы народам, ты повелел жить, не вступая в чужие пределы!» И, вспомнив псаломскую песнь, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и побори борющихся со мной, возьми оружие и щит, восстань на помощь мне». И, окончив молитву, встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же Спиридон13 благословил его и отпустил.

Он же, выйдя из церкви, вытер слезы, начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, а в правде. Помянем Песнотворца14, который сказал: «Иные — с оружием, а иные — на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем, они поколебались и пали, мы же восстали и стоим прямо». И, сказав это, пошел на них с небольшой дружиной, не дожидаясь многих войск своих, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его благородный Ярослав Великий не знал о нападении на сына своего, милого Александра, не было у Александра времени послать весть к отцу, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться к нему, как спешил князь выступить.

И пошел на них в день воскресения, июля 15, в день памяти шестисот тридцати святых отцов бывшего в Халкидоне собора и святых мучеников Кирика и Улиты15, имея же веру великую во святых мучеников Бориса и Глеба.

И был некий муж, старейшина земли Ижорской, по именя Пелгуй16. Поручен же был ему морской дозор. Восприял же святое крещение и жил среди рода своего, который оставался в язычестве. Наречено же было имя ему в святом крещении Филипп. И жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу. Поэтому удостоил его Бог увидеть необыкновенное видение в тот день. Расскажем об этом вкратце.

Разведав о силе войска, он пошел навстречу князю Александру, чтобы рассказать князю о станах их и об укреплениях. Когда стоял Пелгуй на берегу моря и стерег оба пути, он не спал всю ночь. И когда же начало восходить солнце, он услышал на море страшный шум и увидел ладью, плывущую по морю, а посредине ладьи — святых мучеников Бориса и Глеба, стоящих в одеждах багряных и держащих руки на плечах друг друга. А гребцы сидели, словно окутаны облаком. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Увидев такое видение и услышав слова мученика, стоял Пелгуй потрясенный, пока ладья не скрылась с глаз его.

Вскоре после этого приехал князь Александр. Пелгуй же взглянул радостно на князя Александра и поведал ему одному о видении. Князь же ему сказал: «Об этом не рассказывай никому».

После того решился напасть на них в шестом часу дня17. И была сеча великая с латинянами18, и перебил их бесчисленное множество, и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьем19.

Здесь же в полку Александра отличились шесть мужей храбрых, которые крепко бились вместе с ним.

Один — по имени Гаврила Олексич. Этот напал на судно и, увидев королевича, которого тащили под руки, въехал по мосткам, по которым всходили, до самого корабля. И побежали все перед ним на корабль, затем обернулись и сбросили его с мостков с конем в Неву. Он же с Божьей помощью оттуда выбрался невредимым и снова напал на них, и бился крепко с самим воеводою, окруженным воинами.

Другой — новгородец, по имени Сбыслав Якунович, не раз нападал на войско и бился одним топором, не имея страха в сердце своем. И многие пали от руки его и подивились силе его и храбрости.

Третий — Иаков, полочанин, был ловчим у князя. Он напал на врагов с мечом и мужественно бился, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Миша. Этот пеший с дружиною своей напал на корабли и потопил три корабля латинян.

Пятый — из младшей дружины, по имени Савва. Он напал на большой златоверхий шатер и подрубил столб шатерный. Воины же Александровы, увидев падение шатра, обрадовались.

Шестой — из слуг его, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и окружило его много врагов. Он же от многих ран упал и скончался.

Обо всем этом слышал я от господина своего Александра и от других, кто в то время участвовал в той сече.

Было же в то время чудо дивное, как в древние времена при Езекии-царе20, когда пришел Сенахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, стремясь захватить святой город, и внезапно появился ангел Господень и перебил 185 000 воинов ассирийских. И когда наступило утро, нашли их трупы. Так же было и после победы Александра, когда победил короля: на другом берегу реки Ижоры, где полки Александра не могли пройти, нашли многое множество врагов, перебитых ангелом Божиим. Оставшиеся бежали, а трупы погибших своих набросали в корабли и потопили в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя своего Творца.

На следующий год после возвращения князя Александра с победой пришли опять те же от Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр немедля вышел и срыл город их до основания, а самих их — одних повесил, а других с собою повел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был он милостив свыше меры.

На третий год после победы Александра над королем в зимнее в рюмя пошел Александр на землю Немецкую с большим войском, чтобы не похвалялись они, говоря: «Подчиним себе славянский народ».

Вот уже взяли город Псков и тиунов своих посадили21. Тиунов князь Александр схватил, город Псков освободил от пленения. А землю их разорил и пожег и пленных взял без числа, а других порубил. Иные же немецкие города заключили союз и решили: «Пойдем и победим Александра и возьмем его руками».

Когда же приблизились враги, узнали об этом дозорные Александра. Сам же Александр построил полки и пошел навстречу, и покрылось озеро Чудское множеством воинов той и другой стороны. Отец же его Ярослав прислал к нему на помощь младшего брата Андрея с большой дружиной. У князя Александра было так же много храбрых мужей, как в древние времена у Давида-царя было сильных и крепких воинов. Так и мужи Александровы исполнились духа ратного, ибо сердца их были как у львов, и сказали они: «О княже наш славный! Ныне настало нам время положить свои головы за тебя».

Князь же Александр, воздев руки к небу, воскликнул: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как ты помог в древние времена Моисею22 победить Амалика23, и прадеду моему Ярославу24 победить окаянного Святополка!»

Была же тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была злая сеча25, раздавался такой треск от ломающихся копий и звон от мечей, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью.

И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство Божье в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их с помощью Божьей, и обратились враги в бегство, и гнали и секли их воины Александровы, словно неслись они по воздуху; и некуда им было бежать. Здесь же прославил Бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Наввина26 у Иерихона. А того, кто говорил: «Поймаем Александра руками», — предал Бог ему в руки. И не нашлось никого, кто мог бы воспротивиться ему в битве.

И возвратился князь Александр с победою славною. И шло многое множество пленных в войске его, вели босыми возле коней тех, кто называл себя «Божии рыцари».

И когда подошел князь к городу Пскову, игумены и попы в ризах с крестами и весь народ встретили его перед городом, воздавая хвалу Богу и славу господину князю Александру, воспевая песнь: «Помог ты, Господи, кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему силою креста освободить город Псков от иноязычных рукою Александровою».

О неразумные псковичи! Если забудете об этом и до правнуков Александровых, то уподобитесь тем иудеям, которых накормил Господь в пустыне манною и жареными перепелами и которые обо всем этом забыли, как забыли и Бога, освободившего их из египетской неволи.

И прославилось имя его по всем странам и до моря Египетского27, и до гор Араратских, и по обе стороны моря Варяжского28, и до великого Рима.

В то же время умножился народ литовский, и начали разорять волости Александровы. Он же, выехав на них, стал избивать их. Случилось ему однажды выехать на врагов, и побил он семь полков ратных за один выезд, множество князей их избил, а других взял в плен, слуги же его, издеваясь, привязывали литовцев к хвостам своих коней. И стали они с тех пор бояться имени его.

В то время был некий сильный царь в Восточной29, стране которому Бог покорил многие народы от Востока и до Запада. Тот царь, прослышав, что Александр столь славен и храбр, послал к нему послов и приказал сказать: «Александр, разве ты не знаешь, что Бог покорил мне многие народы? Ты один не хочешь покориться силе моей! Но если хочешь уберечь землю свою, то немедля приходи ко мне, чтобы увидеть славу царства моего».

Князь же Александр пришел во Владимир после смерти отца своего с большим войском. И был грозен приезд его, и промчалась весть об этом до самого устья Волги. И стали жены моавитские30 пугать детей своих, говоря: «Александр-князь едет!»

Задумал же князь Александр поехать к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И, увидев его, царь Батый подивился и сказал вельможам своим: «Правду мне говорили, что нет князя, подобного ему». Воздав же достойные почести ему, отпустил его.

Потом разгневался царь Батый на брата его младшего, на Андрея, и послал воеводу своего Невруя31 разорить землю Суздальскую. После Невруева нашествия князь великий Александр города отстроил, людей разбежавшихся собрал в дома их.

О таких говорит Исайя-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смирен и тем Богу подобен», не ищет богатства и не чуждается праведной жизни, сирот и вдовиц судит по правде, любит милость, а не злато, добр к домочадцам своим и гостеприимен к приходящим из других стран. Таковых Бог наделяет при жизни своими милостями, ибо Бог хочет благополучия не для ангелов, но для людей, которых так щедро награждает, учит и являет в мире милость свою.

Наделил же Бог землю его богатством и славою, и продлил Бог лета его.

Некогда же пришли к нему послы от Папы32 из великого Рима, говоря: «Папа наш так сказал: «Слышал я, что ты князь достойный и славный и что земля твоя велика. Того ради прислал я к тебе от двенадцати кардиналов двух умнейших — Галда и Гемонта, чтобы ты послушал учение их о Законе Божьем».

Князь же Александр, посоветовавшись со своими мудрецами, написал ему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешания народов до Авраама33, от Авраама до прихода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израиля до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа34-царя, от власти Августа и до Христова рождества, от Рождества Христова до страдания и воскресения Господня, от воскресения же его и до восшествия на небеса, от восшествия на небеса до царствования Константина35, от начала царствования Константина до первого собора от первого собора до седьмого36, — обо всем этом хорошо знаем и от вас учения не приемлем». Они же возвратились восвояси.

И приумножились дни жизни его в великой славе, так как князь Александр любил иереев, и монахов, и нищих, митрополита же и епископов чтил и слушался их, как самого Христа.

Было же тогда большое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, приказывая им ходить в походы. Князь же великий Александр поехал к царю, чтобы отмолить людей от той беды.

А сына своего Димитрия37 послал на западные страны, и все полки свои послал с ним, и ближних своих домочадцев, говоря им: «Служите сыну моему, как мне самому, всей жизнью своей!»

Пошел князь Димитрий с большим войском и пленил землю немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился к Новгороду с множеством пленников и с большой добычею.

Отец же его, великий князь Александр, возвращаясь от иноплеменников, остановился в Нижнем Новгороде и здесь был недолго здоров, а дойдя до Городца — разболелся.

О, горе тебе, бедный человек! Как сможешь описать ты кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как же не разорвется сердце твое от плача! Отца человек может покинуть, а доброго господина невозможно покинуть, если бы мог, и в гроб бы лег с ним!

Великий же князь Александр, ревнуя Господу крепко, оставил земное царство и стал монахом, ибо было его самым большим желанием принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и высший чин принять — схиму. И так, Господу дух свой предав, с миром скончался месяца ноября в 14-й день, в день памяти святого апостола Филиппа38.

Митрополит же Кирилл39 говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Уже не найдется ни один подобный ему князь в земле Суздальской!» Иереи и дьяконы, черноризцы, нищие, и богатые, и все люди говорили: «Уже погибаем!»

Святое же тело его понесли к граду Владимиру. Митрополит же с чином церковным, вместе с князьями и боярами, и весь народ от мала до велика встретили тело в Боголюбове со свечами и кадилами. Народ же толпился, желая прикоснуться к честному одру, на котором лежало его святое тело. Был же крик, и плач, и стон такой, какого еще никогда не бывало, — так что земля содрогнулась.

Положено же было тело его в церкви Рождества40 Святой Богородицы, в архимандритье великой, месяца ноября в 23-й день, в день памяти святого отца Амфилохия41.

Было же тогда чудо дивное, достойное памяти. Когда положено было святое тело его в гроб, Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать ему руку, чтоб вложить в нее духовную грамоту. Он же сам, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита. И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его.

Об этом все услышали от господина митрополита и от эконома его Севастьяна42.

Кто ли не удивится этому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время! И так прославил Бог угодника своего. Богу же нашему слава, прославившему святых своих во веки веков.

Аминь».

Примечания

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» — «Житие» Александра Ярославича Невского, как считают исследователи, создано в начале 80-х годов XIII столетия. Автором мог быть скорее всего ученый владимирский монах, ранее принадлежавший к числу домашних слуг великого князя, хорошо знавший жизненный путь своего правителя, много наблюдавший его лично и черпавший факты жизни Александра Невского от его ближних дружинников, бояр и домочадцев.

Обращает на себя внимание то, что автор «Жития» вводит в текст много выдержек и имен из библейских, церковных книг, из «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия, из южнорусских летописей. На основании этого можно судить о том, что автор биографического очерка был высокообразованным человеком своего времени, хорошо знакомый с письменными источниками, которые в то время ходили по Руси.

1. Приточник — многие исследователи древнего мира считают, что это автор знаменитой ветхозаветной «Книги притчей Соломоновых».

2. Феодосия — мать Александра Невского, великая княгиня. История почти не сохранила о ней сведений. Большинство исследователей считают ее внучкой известного рязанского князя Глеба Владимировича, дочерью князя Мстислава Удалого. Умерла в Новгороде в 1244 году и была торжественно похоронена в местном Юрьевском монастыре рядом с ранее умершим старшим сыном Федором.

3. Исайя — библейский пророк VIII века до н. э., сын Амоса. Исайе в истории приписывается составление ветхозаветной «Книги пророчеств», состоящей из 66 глав.

4. Иосиф — согласно Библии, Иосиф Прекрасный был продан братьями в рабство. Сумел разгадать сны египетского фараона, после чего тот женил его на дочери жреца и сделал своим соправителем. Когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли на берега Нила, он, преисполненный великодушия, поселил их в этой стране.

5. Самсон — библейский богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, которая таилась в его длинных волосах. Справедливый судья. Будучи одним из героев Ветхого Завета, погиб под развалинами храма.

6. Соломон — царь Израильско-Иудейского царства в 965—928 годах до н. э., сын Давида. Согласно библейской традиции, славился необыкновенной мудростью. По преданию, Соломон — автор «Песни песней», «Книги притчей Соломоновых» и «Премудрости».

7. Веспасиан — римский император в 69—79 годах н. э., основатель династии Флавиев. Прославился как энергичный полководец, широко распространявший в целях укрепления Римской империи на жителей провинций права римского и латинского гражданства.

8. Иатапата — древняя крепость в горном районе Палестины, славившаяся своей неприступностью.

9. Западная страна — так автор «Жития» Александра Невского называет Ливонию, владения немецкого Ливонского ордена.

10. Царица Ужская — легендарная царица Савская из Южной Аравин. Ее процветающее в древности царство находилось на территории современного Йемена.

11. Король римской веры — автор «Жития» именует так шведского короля Эрика Эриксона, по прозванию Лепсе, что означает Картавый. Все воинские дела он вверил своему зятю Биргеру, могущественному феодалу Швеции из рода Фолькунгов. В крестовый поход на Новгородскую Русь 1240 года шведское рыцарское войско с союзниками отправилось под командованием ярла (герцога) Ульфа Фаси и его двоюродного брата Биргера.

12. Церковь Святой Софии — собор Святой Софии в Новгородском Кремле, основан в 989 году. Наиболее почитаемый храм среди жителей Новгорода, ставший символом вольного города.

13. Архиепископ Спиридон — новгородский архиепископ с 1229 по 1249 год, сторонник князя Александра Ярославича Невского во время его правления вольным городом.

14. Песнотворец — имеется в виду библейский герой-пастух Давид, победивший в единоборстве великана-филистимлянина Голиафа и отсекший ему голову.

15. Кирик и Улита — 4-й Вселенский собор в Халкидоне происходил 16 июля 451 года. Кирик и Улита — сын и мать, по христианскому учению, мученики (III — начало IV века). Их память отмечается 15 июля. Князья Борис и Глеб — сыновья князя Владимира I, убитые 24 июля 1015 года по приказу своего брата Святополка Окаянного, боровшегося за главенство среди древнерусских князей. Канонизированные в 1072 году, ростовский князь Борис и муромский князь Глеб считались военными покровителями Русской земли.

16. Пелгуй — старейшина племени ижорцев, начальник морской стражи, установленной новгородским князем Александром Ярославичем в устье реки Невы и на берегах Финского залива. Ижорская земля лежала к югу от Невы и входила в состав Новгородской Руси. Пелгуй — Пелгусий (Пельгусий) — при вступлении в православие Филипп — родоначальник рода Пелконен.

17. В шестом часу дня — невская битва произошла в месте впадения реки Ижора в Неву 15 июля 1240 года в 6 часов утра по древнерусскому счету времени, то есть в 6 часов, считая от восхода солнца, — в 11 часов утра по современному счету.

18. Латиняне — приверженцы римской католической веры. В «Житии» Александра Невского это шведы, норвежцы и другие, составлявшие рыцарское войско Швеции, пошедшего крестовым походом на Восток — на Новгородскую Русь.

19. Возложил печать на лицо — в ходе Невской битвы состоялся поединок предводителя шведского воинства Биргера и новгородского князя. Александр Ярославич ранил противника копьем в лицо, и неприятельское войско лишилось своего вождя. Автор «Жития», рассказав об этом, одновременно намекает на обычай древних римлян ставить знак собственности — клеймо на лице своего раба и тем самым дает читателю понять, что предводитель «римлян» попал в положение раба.

20. Езекий-царь — по Библии, 13-й царь Иудеи. Описываемое в «Житии» событие произошло в 740 году до н. э.

21. Вот уже взяли — речь идет о том, как в 1241 году немецкие рыцари-крестоносцы захватили русский город-крепость Псков. Орденским братьям помогла часть псковского боярства во главе с изменником — посадником Твердило Иванковичем. Тиуны — здесь немецкие судьи (фогты).

22. Моисей — один из героев Ветхого Завета. У иудаистов, мусульман и христиан — пророк.

23. Амалик — по Библии, вождь народа амаликитян, занимавших страну между Палестиной и Египтом, оказавший сильное военное сопротивление иудеям.

24. Ярослав — великий князь Киевский Ярослав Мудрый, сын князя Владимира I (около 978 — 1054 год). Одержал в 1019 году победу на реке Альте над Святополком Окаянным, убийцей князей Бориса и Глеба. Добился объединения Руси. При нем была составлена «Русская Правда».

25. И была злая сеча — речь идет о Ледовом побоище.

26. Иисус Наввин (Навин) — в библейской мифологии — слуга и сподвижник Моисея. Стал его преемником и ветхозаветным пророком. Иерихон — гсфод и крепость в Палестине, недалеко от Иерусалима. По преданию, иерихонские стены пали, рухнули от звука труб Иисуса Наввина.

27. Море Египетское — так автор «Жития» называет ту восточную часть Средиземного моря, которая прилегает к Египту.

28. Море Варяжское — так в далекой древности на Руси называлось Балтийское море.

29. Царь в Восточной стране — так летописец именует хана Золотой Орды Батыя, у которого новгородский князь Александр Ярославич Невский был первый раз в 1246 году.

30. Жены моавитские — моавитяне — племя, происходившее от Моава, сына Лота, и жившее к востоку от реки Иордан и Мертвого моря, на территории современной Иордании. Библейским именем моавитян автор «Жития» называет монголо-татар.

31. Невруй — в действительности ханом Золотой Орды тогда был еще хан Батый, которого в 1255 году сменит сын Сартак. Невруево нашествие на Русь — «Невруева рать» — произошло в 1252 году. Удар золотоордынцы нанесли по Владимиро-Суздальской земле. Приехавший в это время в столицу Золотой Орды новгородский князь Александр Ярославич Невский получил от хана Батыя ярлык на великое княжение владимирское.

32. Послы от Папы — здесь имеется в виду посольство от Римского Папы Иннокентия IV, стоявшего во главе католической церкви с 1243 по 1254 год. Он отправил к великому князю Владимирскому посольство из двух легатов, Галда и Гемонта (Игемонта), с предложением перейти в католичество. Однако папским легатам пришлось ни с чем вернуться в Рим.

33. Авраам — согласно Библии, праотец еврейского народа, живший, вероятно, в III тысячелетии до н. э. По библейскому сказанию, должен был принести в жертву сына Исаака, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.

34. Август — римский император с 27 года до н. э. до 14 года н. э. Внучатый племянник Цезаря, усыновленный им в завещании. Октавиан Август победой в морском сражении при мысе Акций над римским полководцем Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой завершил гражданские войны, начавшиеся после смерти Юлия Цезаря. В переводе с латинского «Август» означает «возвеличенный богами».

35. Константин — Константин I Великий (около 285—337 года), император Западной и Восточной Римской империи с 306 года. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую церковь. Основал новую столицу империи Константинополь на месте древнего города Византии, на европейском берегу пролива Босфор.

36. Первый собор — 1-й Вселенский собор христианской церкви проходил в городе Никее в 325 году. Седьмой собор был там же в 787 году.

37. Сына своего Димитрия — в 1262 году князю Дмитрию Александровичу было всего девять лет, и потому русским войском командовали от его имени дядя юного новгородского князя — князь Ярослав Ярославич Тверской, полоцкий князь литовец Товтивил и зять Александра Невского князь Константин Ростиславич. Автор «Жития» весь свой короткий рассказ о походе на город-крепость Юрьев (современный Тарту, бывший Дерпт, Эстония) в 1262 году построил с явной тенденцией изобразить Дмитрия Александровича достойным восприемником великокняжеского «стола» своего знаменитого отца, прославленного полководца.

38. Апостол Филипп — по древнему преданию, проповедовал христианскую веру в Скифии в I веке до н. э.

39. Митрополит Кирилл — сподвижник великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского. Был киевским и владимирским митрополитом в 1243—1280 годах.

40. В церкви Рождества — мужской Рождественский Богородицкий монастырь во Владимире был основан в 1191—1192 годах, пользовался большим почитанием среди верующих. До 1561 года считался первым монастырем Руси, «архимандритьей великой».

41. Амфилохий — епископ Иконийский в IV веке, глава одной из христианских епархий в Малой Азии, на территории современной Турции.

42. Севастъян — весь рассказ о посмертном чуде с духовной грамотой — запись устной легенды, бытовавшей во Владимирском Рождественском монастыре. Митрополит Кирилл и его эконом, то есть хозяйственник, Севастьян участвовали в церемонии похорон святого и благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика