Александр Невский
 

на правах рекламы

vbalkhashe.kz

Введение

Древняя Русь IX—XIII вв. — одно из крупнейших государств средневековой Европы. Занимая огромную территорию — от Балтики и Ледовитого океана до Черного моря и от Волги до Карпат, — Русь представляла собой исторически важную контактную зону между Арабским Востоком и Западной Европой, Византией и Скандинавией. Это обусловило быстрое вхождение ее в общеевропейский историко-культурный ландшафт. О сильном восточнославянском государство заговорили в различных частях Старого Света. Известия арабских и византийских авторов, сведения скандинавских саг, французские эпические произведения представляют Русь как могущественную страну, занимающую важное место в системе европейских политических и экономических отношений. Ал-Масуди сообщал, что русские «образуют великий народ». Знаменитая песнь о Роланде свидетельствует об участии русских дружин в войне против Карла Великого. Никита Хониат отмечает, что «христианнейший» русский народ спас Византию от нашествия половцев.

Одновременно с международным признанием на Руси росло и крепло сознание собственной сопричастности к мировой истории, осознание своего места в системе тогдашнего мира. Не случайно на монетах Владимира Святославича великий киевский князь изображен как византийский император. Он и его предшественники, по словам крупного церковно-политического деятеля Руси первой половины XI в. Илариона, «не в худѣ бо и невѣдомѣ земли владычѣствоваша, нъ въ Руськѣ, яже ведома и слышима всѣми четырьми концами земли»1.

Киевской Руси принадлежит особое место в истории Восточной Европы. К. Маркс считал его аналогичным тому, которое занимала империя Карла Великого в истории Западной Европы2. Завершение процессов формирования Древнерусского государства положительно сказалось на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, относительно тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, — развивалась путем дальнейшей консолидации.

Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, латышей, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировались в составе Древнерусского государства.

Древнерусское государство с центром в Киеве открыло новый — феодальный — период в истории народов Восточной Европы. Они минули в своем развитии рабовладельческую формацию; на базе разложения первобытно-общинного строя в них формировался феодализм. Главной отличительной особенностью его на раннем этапе было господство даннической формы эксплуатации населения, так называемого «полюдья» (первая, или натуральная, форма ренты). По словам К. Маркса, в Киевском государстве существовала «вассальная зависимость без ленов, или лены, заключавшиеся только в уплате дани»3. Постепенно, по мере захвата князьями и знатью общинных земель, формировалась феодальная вотчина, что вызвало к жизни такую форму эксплуатации, как отработки (вторая форма ренты). Впервые о них упоминает летопись под 946 г. в связи с реформой княгини Ольги. «Уроки», введенные киевской администрацией, явились, по-видимому, нормированными отработками в хозяйстве феодалов. Значение их возрастало по мере развития товарного производства и увеличения спроса на продукцию сельского хозяйства. Князья и бояре в своих владениях стремились к получению максимума прибавочного продукта, который поступал на рынок и являлся главным источником их обогащения.

Основной категорией населения, занятой на отработках, были феодально зависимые смерды. Они имели собственное хозяйство, однако определенное время должны были работать и на феодала. Источники свидетельствуют и о другой категории населения, обслуживавшего хозяйство феодалов. Это дворовая челядь, или холопы, находившиеся в полной собственности хозяина. Близким к холопскому было положение рядовичей и закупов. Это бывшие смерды, которые в результате усиления феодальной эксплуатации теряли собственные хозяйства и шли в кабалу к феодалу; работали по договору — «ряду» (отсюда «рядовичи») или отрабатывали взятые в долг деньги — «купу» (отсюда «закупы»).

Третьей формой феодальной эксплуатации на Руси была денежная рента. Она отражена в письменных источниках уже в X в., позже стала более распространенной.

Формы феодальной эксплуатации определялись уровнем развития производства и, в свою очередь, оказывали влияние на экономическое положение общества. Характерной особенностью Древнерусского государства были быстрые темпы его социально-экономического развития. За сравнительно короткий исторический период Русь добилась значительных успехов в развитии хозяйства, культуры, городов.

Сельское хозяйство, занимавшее ведущее место в экономике Киевской Руси, имело древние традиции и достигло высокого уровня развития. Оно располагало совершенными орудиями труда, а также высоким агротехническим уровнем, характеризовавшимся несколькими системами земледелия — паровой с двухпольным и трехпольным севооборотами, подсечной и перелоговой. Производительность труда в земледелии была достаточно высокой, позволявшей выращивать зерновых значительно больше, чем было необходимо для удовлетворения потребностей населения. Высокий уровень земледелия, наличие пастбищ и сеножатей позволяли содержать в феодальных хозяйствах огромные стада крупного рогатого скота, коней, овец.

В хозяйственном развитии Киевской Руси заметное место занимало высокоразвитое ремесленное производство. Важнейшей его отраслью были черная металлургия и металлообработка. Ассортимент изделий из железа насчитывал около 150 названий, а древнерусские кузнецы владели всеми известными тогда техническими и технологическими приемами его обработки: ковкой, сваркой, закалкой, ввариванием стальных лезвий, инкрустацией цветными металлами. Высоким уровнем мастерства отличались изделия древнерусских «кузнецов злату и серебру»: золотые диадемы и бармы, колты и ожерелья, серебряные браслеты — наручи, другие ювелирные вещи. Они исполнены в технике перегородчатых эмалей, скани, черни, литья, чеканки, достигших на Руси высокого уровня развития. Мастерство древнерусских ремесленников получило международное признание. В известном трактате монаха Теофила из Падерборна «О различных художествах» Русь названа страной, открывшей секреты «искусства эмали и разнообразия черни»4.

Ремесло развивалось как в хозяйстве феодалов, так и на свободной городской основе. В XII—XIII вв. посадские ремесленники начинают объединяться в корпорации, свидетельством чего являются названия городских концов (гончарский, плотницкий, кожемяцкий), ворот (кузнечные), а также упоминания письменных источников об артелях городников, мостников.

Важной отраслью экономики Руси являлась торговля, уровень развития которой определялся состоянием сельскохозяйственного и ремесленного производства. Наряду с внутренней широкое развитие получила международная торговля Руси. Крупнейшей торговой коммуникацией являлся путь «от Грек», или «Греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками. Важную роль играли также «Соляный» и «Залозный» торговые пути, ведшие в Галичину и на Кавказ. Торговый путь Киев — Галич — Прага — Регенсбург связывал Русь со странами Центральной и Западной Европы. Киевская Русь поставляла на международные рынки меха, мед, воск, шкуры, некоторые виды ремесленных изделий, а также рабов; получала золото, дорогие ткани, вино, масло, серебряную и стеклянную посуду, вещи христианского культа, оружие, цветные металлы. Основными контрагентами международной торговли Киевской Руси были: Византия, Волжско-Камская Болгария, Хазария, страны Арабского Востока, скандинавские, центральноевропейские и западноевропейские государства. В Киевской Руси имелись купеческие объединения, которые специализировались на торговле с определенными странами или на определенных видах товаров. Известная Ивановская община Новгорода, сосредоточившая в своих руках торговлю воском, имела устав, разработанный почти одновременно с гильдейскими статутами европейских стран.

Купеческие корпорации «гречников» и «залозников» вели торговлю с Византией и Кавказом. Во многих древнерусских городах — Киеве, Новгороде, Смоленске и других — существовали торговые дворы иностранных купцов. Свидетельством высокого уровня торговли киевской Руси является практика кредитных операций, нашедшая отражение в законодательстве. «Русская правда» содержит статьи, регламентировавшие порядок взимания долга с купцов-должников и уплату ими процентов под занятые суммы денег.

Торговля вызвала к жизни денежное обращение. На раннем этапе (VIII—X вв.) на Руси ходили арабские диргемы, которых на древнерусских землях найдено сотни тысяч, византийские номисмы и милиарисии, западноевропейские денарии. При Владимире Святославиче и Ярославе Русь чеканила собственные деньги — серебреники и златники. С XI в. для расчетов при крупных торговых операциях употреблялись серебряные слитки, так называемые гривны весом от 95 до 197 г. Известны гривны трех типов: киевские, новгородские и черниговские. Развитие феодальных отношений сопровождалось социальной дифференциацией поселений. Большинство их представляли собой села, в которых проживало население, занятое в сельскохозяйственном производстве, отдельные — феодальные дворы, являвшиеся средоточием административного аппарата округи. В письменных источниках сельские поселения времен Киевской Руси имеют несколько названий: «село», «сельцо», «деревня», «погост», «двор», «дом». Они отличались друг от друга не только размерами, но и социальными функциями. «Деревней» назывались небольшие дочерние поселения, образованные выходцами из больших сел. «Погост» источники определяют как центральное поселение округи, возможно, сельской общины, где находились торги, культовые учреждения. «Дворы» или «дома» являлись усадьбами отдельных феодалов, центрами феодальных владений. Последние имели мощные укрепления, что обусловливалось необходимостью защиты имущества феодалов.

Изменения, происходившие в сфере общественно-политической и социально-экономической жизни восточных славян уже в третьей четверти I тыс. н. э., обусловили появление новых форм поселений, укрепленных «градов», в которых следует видеть зарождающиеся городские центры. Они представляли собой межплеменные центры, порубежные укрепления, пункты сбора дани, общинные сакральные места. Таков путь возникновения Киева, Чернигова, Пскова, Изборска, Старой Ладоги и других древнейших городов. «Повесть временных лет» упоминает в IX—X вв. более 20 древнерусских городов, в XI в. — еще 32. В целом, согласно летописным данным, на Руси к XIII в. было около 300 городов. Главные из них — столицы земель-княжеств — представляли собой крупные населенные пункты, имевшие площадь в несколько сот гектаров и население в несколько десятков тысяч человек. Они были сложными социальными организмами, выполнявшими в системе феодальных отношений комплекс функций — экономических, политических, административных, культурных.

Хозяйственная жизнь городов характеризовалась высокой степенью концентрации в них ремесла и торговли, а также тесной связью с сельским хозяйством. Об этом свидетельствуют многочисленные находки земледельческих орудий труда, средоточие в городах усадеб феодалов, имевших крупные вотчины в землях. Создаваемый в сфере сельскохозяйственного производства прибавочный продукт стекался в города: здесь он перераспределялся, овеществлялся в архитектурных комплексах, памятниках материальной и духовной культуры.

В условиях роста феодальных отношений в Киевской Руси происходила поляризация имущественного и социального положения различных групп населения. Огромной массе сельской и городской бедноты противостояли феодальные верхи, что порождало непримиримые классовые противоречия, нередко выливавшиеся в народные восстания. В письменных источниках сохранились известия о ряде таких движений: 1068—1069 гг., 1113, 1146—1147, 1157 гг. в Киеве; 1024 г., 1070—1071, 1175 гг. в Ростово-Суздальской земле; 1069—1070 гг., 1136, 1209, 1228 гг. в Новгороде; 1219 г. — в Галиче.

Древняя Русь отличалась высоким уровнем культурного развития. Феномен ее необычайно быстрого развития часто объясняют тесными контактами с Византией — наследницей и продолжательницей традиций античной цивилизации, а также другими передовыми странами Европы. Безусловно, влияния (особенно византийское) оказывали значительное воздействие на культурное развитие Руси, по только этим объяснить ее высокий уровень невозможно. Чтобы семена передовых культур могли дать пышные всходы в новой среде, они должны были попасть в хорошо подготовленную почву. Именно такой была «культурная почва» восточных славян, впитавшая многовековые традиции и ставшая той основой, на которой расцвела самобытная древнерусская культура.

Нити культурных традиций, идущие из глубины веков, отчетливо видны в жилищном и фортификационном строительстве, прикладном искусстве, литературе и музыке. Языческие песни и пляски, фольклор, свадебные и погребальные обряды, эпические легенды оказывали огромное влияние на развитие древнерусской культуры, являлись ее неотъемлемой составной частью.

Исследования блестящих произведений древнерусского ювелирного ремесла выявляют в них много таких черт, которые берут свое начало еще со скифской эпохи. Знаменитый скифский звериный стиль прикладного искусства, развивавшийся под воздействием культур Греции и Переднего Востока, отчетливо угадывается в киевских змеевиках, браслетах, колтах, в галицких керамических плитках, Владимиро-Суздальской белокаменной резьбе.

На Руси созданы многие выдающиеся произведения древнерусской архитектуры. Лучшим из них была София Киевская, поражавшая современников величественными архитектурными формами, торжественно-праздничным великолепием ее внутреннего убранства. Митрополит Иларион — свидетель строительства и завершения Софии — писал: «Церковь дивна и славна всѣм округъниимъ странамъ, яко же ина не обрящется въ всемъ полунощи земнѣѣм от Востока до Запада»5. В этом памятнике запечатлен сплав достижений византийской средневековой культуры, пропущенный через сознание русского человека и одухотворенный его гуманистическим мировосприятием.

Историческая письменность Руси, представленная «Повестью временных лет» и другими летописными сводами, — явление уникальное в мировой истории. Поражает широкая эрудиция русских летописцев. Лучший из них — Нестор — в «Повести временных лет», впитавшей в себя весь опыт исторических знаний Руси, достижения европейской исторической мысли и традиции византийской письменной культуры, развернул широкую картину мировой истории, показал в ней место славян и Киевской Руси, провел прогрессивную философскую мысль о взаимосвязи и взаимообусловленности исторического развития всех народов. К числу лучших творений мировой культуры по праву принадлежит «Слово о полку Игореве», выразившее в прекрасной поэтической форме общенародную идею сохранения единства русских земель.

Широкими и многообразными были международные связи Руси X—XIII вв. Особенно тесные контакты поддерживались с Польшей, Чехией, Болгарией, Венгрией, Грузией, Арменией, Средней Азией, странами Западной Европы — Францией, Англией, Данией, скандинавскими государствами, а также Византией. На раннефеодальном этапе развития Древнерусского государства они носили централизованный характер, позже наряду с Киевом в систему европейских политических отношений активно включились и другие центры Руси — Новгород, Галич, Смоленск, Владимир-на-Клязьме.

Древняя Русь как крупная европейская держава просуществовала от рубежа VIII—IX вв. по 40-е годы XIII в. Несмотря на внутреннюю политическую нестабильность, сепаратистские тенденции удельных владетелей, междоусобицы (явления, характерные для всех феодальных государств Европы), она вплоть до нашествия орд Чингисхана и Батыя сохраняла свое единство. Традиции его проявились в самые тяжкие годы иноземного владычества. Сознание былого величия Киевской Руси вдохновляло русских, украинцев, белорусов, для которых она была общей колыбелью, на борьбу за свою национальную независимость. Неслучайно неизвестный автор «Задонщины», воспевая победу русских на Куликовом поле, счел необходимым посмотреть на современную ему Русь с высоты киевских гор. «Взыдем на горы Киевския, и посмотрим славного Днепра, и посмотрим по всей земле Русской»6.

Примечания

1. Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона — русского писателя XI в. // Slavia. Casopis pro slavanskou filologii. 1963, Roc. 32, scs. 2. s. 161.

2. Marx K. Secret diplomatie history of the eighteenth century and the story of the Life of Lord Palmerston / Ed. by K. Marxs, Hutchiston.—New York: Beekman, 1967.

3. Marx K. Op. cit., p. 77.

4. Theophilus, presbyter. Schedule diversarum artium. — Wien, 1874, p. 9.

5. Розов Н.Н. Указ. соч., с, 168.

6. Воинские повести Древней Руси. — М.; Л., 1949, с. 33.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика