Александр Невский
 

Предисловие

Все началось в ноябре 1996 г., когда я оказался в Музее Великой Отечественной войны в Москве. В витрине, установленной у входа в Зал славы, я увидел огромный золотой меч с богато украшенным клинком. Изготовленное тульскими мастерами оружие представлялось посетителям как меч князя и военачальника Александра Невского. Меч — подарок российского президента Бориса Ельцина, переданный музею в мае 1995 г. к 50-летию победы над нацистской Германией. Что общего, спросил я себя, имеет средневековый новгородский князь, великий князь Владимирский, правивший в XIII в., с победой Красной армии во Второй мировой войне? Тогда я еще не подозревал, в какие глубинные слои русской культурной памяти заведет меня вопрос, которым отмечено начало моих многолетних занятий историей памяти об Александре Невском.

В основе книги лежит диссертация, защищенная в 2002 г. в Свободном университете Берлина. На долгом пути от первой мысли до готовой книги мне помогали советом и делом многие коллеги и друзья, которых я хотел бы здесь поблагодарить.

Мой научный руководитель профессор доктор Клаус Цернак, который с самого начала активно содействовал проекту моей диссертации, помог мне как исследователю обрести уверенность в собственных силах. Он поддержал мой план охватить большой временной отрезок — от Средневековья до наших дней — и всегда был критическим спутником в этом путешествии через века русской истории.

Профессор доктор Этьен Франсуа руководил моей диссертацией как рецензент. Я благодарен ему не только за знакомство с теорией «мест памяти» Пьера Нора, которая вдохновила меня на этот проект. Именно профессор Франсуа предложил, в частности, включить компаративный обзор в последнюю главу.1

Издание этой работы на русском языке в серии Historia Rossica — особая честь для меня. В первую очередь я хотел бы сердечно поблагодарить Ирину Прохорову за интерес и поддержку этого проекта. Я выражаю свою признательность переводчицам этого объемного текста — Елене Земсковой и Майе Лавринович за их основательную и профессиональную работу. Я благодарен Алексею Миллеру и Михаилу Шкаровскому за тщательное чтение и комментарии к отдельным главам русского текста книги. Михаил Долбилов сделал ряд ценных указаний на заключительном этапе.

И наконец, я благодарю мою жену Биргит Брандт, пустившуюся вместе со мной в путешествие «Александр Невский», которое довело ее даже до овладения русским языком. На ее поддержку я всегда мог рассчитывать во время работы над немецким и русским изданиями. Ей посвящается эта книга.

Санкт-Петербург, ноябрь 2006 г.

Примечания

1. См. об этом: Schenk F.B. Ein Heiliger zwischen Resakralisierung und Profanierung: Die Verehrung Alexander Newskijs im postsowjetischen Russland // Säkularisierung und Funktionalisierung von Nationalheiligen Ostmitteleuropas im 20. / 21. Jahrhundert / Hg. Stefan Samerski. Leipzig, 2007 (в печати).

  К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика