Александр Невский
 

Живописное искусство Древней Руси

Строительство крупных храмовых, монастырских и дворцовых комплексов в разных городах Древней Руси сопровождалось быстрым развитием монументальной и станковой живописи. По мнению целого ряда ученых (В. Лазарев, А. Рогов), византийское влияние в изобразительном искусстве было даже более устойчивым, чем в архитектуре, поскольку именно византийские мастера познакомили русских художников с техникой мозаики, фрески и темперной живописи, а также дали им сам иконописный канон. Несмотря на это обстоятельство, русские мастера и в данном случае привнесли в живописное искусство собственные представления о мироздании, многие технические новшества и художественные приемы.

Здесь мы вынуждены сделать небольшое отступление и сказать о том, что в свое время один из блестящих знатоков истории Древней Руси профессор М.В. Алпатов в своей известной монографии «Сокровища русского искусства ХI—XVI вв.» (1972) предложил собственную периодизацию древнерусского искусства, которая сохраняет научную ценность до сих пор. В частности, он выделял пять основных этапов в развитии русского живописного искусства эпохи средневековья:

1) XI—XII вв. — первый этап, знаменовавшийся «насаждением византийской культуры» и ростом монастырей, как главных очагов этой культуры. Поэтому в живописи этого времени преобладают византийская суровость, напряженность и драматизм, а ростки собственно русской живописной школы только дают о себе знать.

2) Первая треть XIII — середина XIV вв. — второй этап, который он характеризует как «период древнерусского примитивизма», когда язык искусства становится непосредственнее, а создание крупных монументальных произведений искусства практически сведено на нет.

3) Середина XIV — середина XV вв. — третий этап, для которого были характерны неудачные попытки возрождения живописных традиций домонгольской Руси, которые завершились созданием новой живописной школы. Вершиной этого долгого поиска стало творчество Феофана Грека и Андрея Рублева, прошедших путь от трагического пафоса к жизнеутверждающему началу в искусстве, раскрывающему гармонию мироздания.

4) Вторая половина XV в. — четвертый этап, связанный с творчеством новгородских живописцев. Эта школа, по словам М.В. Алпатова, немыслима без творчества Андрея Рублева, но она необычайно самобытна, менее философична и гораздо непосредственнее и занимательнее, чем московская живописная школа.

5) Конец XV — начало XVI вв. — последняя эпоха расцвета русской живописи, которая непосредственно связана с творчеством Дионисия.

Монументальное искусство Киевской Руси, т. е. искусство мозаики, фрески и темперы, наиболее ярко и зримо было представлено в киевской Софии, Десятинной церкви, Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, Спасо-Преображенском соборе в Чернигове, Михайловском кафедральном соборе Михайлово-Златоверхого монастыря под Киевом и других культовых постройках той поры, которые красноречиво свидетельствуют о высоком мастерстве русских живописцев.

Первоначально разноцветная смальта, из которой создавались прекрасные мозаичные композиции, привозилась с берегов Византии, а затем ее производство было налажено на территории Руси, о чем красноречиво свидетельствуют открытия советских археологов (М. Каргер, П. Толочко, А. Комеч) в Киеве и других городах Древней Руси. К сожалению, в середине XII в. дорогостоящее искусство создания больших мозаичных полотен было практически прекращено, зато в этот же период начинается расцвет фресковой живописи. Техника фресковой росписи была такова: сначала на сырую штукатурку быстро наносили контур самого рисунка, а затем на этот контур накладывали водяные краски, которые хорошо и быстро впитывались в сырую поверхность свежей грунтовки. Наиболее интересные произведения фресковой росписи сохранились в киевских и новгородских соборах ХI—ХII вв., в частности, в Михайлово-Златоверховом монастыре и в церкви Николы на Липне, построенной в 1198 г.

Широкое распространение в Древней Руси получили произведения станковой живописи, или иконы. Они всегда писались на сухих, выдержанных в течение нескольких лет липовых или сосновых досках. Сначала на деревянную основу наклеивалась поволока, т. е. специально обработанный холст, затем на него наносился левкас, т. е. толстый слой мела, и только потом обработанную доску расписывали специально приготовленной краской — яичной темперой.

К древнейшим раритетам станковой живописи Киевской Руси, созданных во второй половине XI—XII в., традиционно относят такие знаменитые иконы, как «Владимирская Богоматерь», «Боголюбская Богоматерь», «Устюжское Благовещение», «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы», «Георгий Победоносец» и ряд других.

К произведениям станковой живописи относят и скульптурные композиции. Искусство скульптуры в Древней Руси не получило сколько-нибудь значительного развития, поскольку Русская православная церковь наложила строгий запрет на создание объемных форм, которые внешне напоминали статуи языческих идолов. Поэтому в Древней Руси скульптурные произведения носили исключительно плоскостной характер и украшали древнерусские храмы только снаружи, а не внутри, как было принято в католической Западной Европе.

Широкое распространение рукописных памятников в Древней Руси привело к возникновению и развитию книжной миниатюры. Наиболее древние миниатюры сохранились в «Остромировом Евангелии», где были изображены три евангелиста Иоанн, Марк и Лука; в «Изборнике Святослава» 1073 г., где была представлена вся великокняжеская семья; в Трирском псалтыре (XI в.), который принадлежал жене великого киевского князя Изяслава Гертруде, и в «Мстиславовом» и «Юрьевском» Евангелиях, созданных 1115—1128 гг.

Кроме миниатюр, многие рукописные книги той поры были украшены орнаментами в виде различных и причудливых заставок, т. е. узоров и виньеток в начале каждой главы книги, инициалов, т. е. разрисованных заглавных букв, полевых украшений и концовок, т. е. узоров и виньеток в конце каждой главы книги. «Древнерусский», или «старовизантийский» орнамент, пришедший на Русь из Византийской империи, имел в своей основе не только растительные мотивы, но и целый ряд простых геометрических фигур, в частности, прямоугольников, кругов и арок. Чуть позднее в «русском» орнаменте стал распространяться так называемый «звериный» или «чудовищный» стиль, когда, наряду с изображением различных растений и геометрических фигур, страницы рукописных книг стали украшать фигурами библейских чудовищ и птиц.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика