Александр Невский
 

10. Книгописание

Мир древнерусской книги наиболее полно отражает феномен древнерусской культуры и содержит множество характеристик культурного процесса. Не углубляясь в эту тему, обозначим лишь масштабы и степень сохранности древнерусского книгописания. От XIII столетия до настоящего времени сохранилось совсем немного книг — может быть, десятая часть1 — около 200 рукописей и отрывков, созданных в конце XII — начале XIV в.2, и их распределение таково:

Конец XII — начало XIII в. Первая половина XIII в. XIII в. (для тех случаев, где невозможна более узкая датировка) Вторая половина XIII в. Конец XIII — начало XIV в.
28 19 83 34 35

Все эти книги написаны на пергамене, поэтому в отличие от более поздних бумажных рукописей, где допустимы более узкие датировки, у нас нет возможности определить время их написания точнее, чем половиной столетия. И все же заметьте: сохранилось 19 книг, созданных до нашествия Батыя и в первые годы монгольского протектората над Русью, и 34 книги, написанные в годы некоторой стабилизации русско-ордынских отношений. Соотношение этих чисел помогает косвенно оценить потери, понесенные русской культурой в 1237—1240 гг. Аналогичную картину дает ряд, составленный из немногих точно датированных книг XIII столетия: 1207, 1219—1222, 1220, 1260, 1260—1301, 1270, 1271, 1281, 1282, 1282—1283, 1284, 1296 гг. Можно полагать, что в 30—50-е годы XIII в. книгописание на Руси было приостановлено.

Записи на книгах свидетельствуют, что книгописное дело велось писцами владычных кафедр, митрополичьей канцелярии и причетниками церкви. Центрами книжной культуры являлись Ростов при князе Васильке Константиновиче и епископе Кирилле (СК № 174, 175, ср. 173), Галич — при князьях Льве Даниловиче и его сыне Юрии (СК № 179), Новгород (СК № 180, 181, 270), в том числе при князе Дмитрии и архиепископе Клименте (СК № 183), Рязань — при князьях Ярославе и Федоре и епископе Иосифе (СК № 186), Холм или Перемышль (СК № 184), Полоцк (СК № 195), Волынь (СК № 244).

Среди рукописей XIII столетия преобладают книги, необходимые для совершения церковного круга богослужения, в том числе котированные, сохранившие не расшифрованные до сих пор фрагменты древнерусских культовых песнопений. Заметное место занимает византийская церковно-учительная литература: «Лествица» Иоанна Лествичника (СК № 206), «Паренесис» Ефрема Сирина (СК № 289, 466), «Богословие» Иоанна Дамаскина (СК № 141), сочинения Максима Исповедника, Федора Эдесского и Нила Синайского (СК № 229), «Пандекты» Никона Черногорца (СК № 166, 214), жития Епифания Кипрского (СК № 261), Саввы Освященного (СК № 262), Нифонта Констанцкого (СК № 174), сборники слов — торжественники (СК № 165). Церковное законодательство отразили древнейшие списки кормчих книг — новгородский 1281 г. (дата уточнена Б.М. Клоссом) русской редакции (СК № 183), рязанский 1284 г. сербской редакции (СК № 186), уваровский древнеславянской редакции (СК № 268), Устюжский сборник (СК № 476). От XIII в. дошел и один список русской летописи — Новгородской I старшего извода (СК № 270).

Примечания

1. Другие, еще менее оптимистические оценки см.: Сапунов Б.В. Книга в России в XI—XIII вв. Л., 1978, с. 82—83.

2. Подсчеты выполнены по изданию: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI—XIII вв., М., 1984 (далее в тексте: СК).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика