Александр Невский
 

На правах рекламы:

узи детям в Екатеринбурге

На пути к истине

Ростовский митрополит Кирилл договорился с ордынскими правителями об основании православной епархии в их землях. Свою епархию в Сарае хотела устроить и католическая церковь. Римский папа хотел заключить союз с татарами для борьбы против мусульман Ближнего Востока. Тесное сотрудничество Улуса Джучи и Руси вызвало настороженность в коренной Монголии. Монгольский хан считался главным среди всех других ханов, правивших в завоёванных землях. В Монголии на главном ханском престоле сидел хан Хубилай. Он распорядился поменять сборщиков дани на Руси. Новых сборщиков дани русичи называли бесерменами. Это были мусульмане: в основном ростовщики из завоёванных монголами стран Средней Азии. Среди бесермен-сборщиков дани были и русичи, перешедшие в мусульманскую веру. Прежние сборщики дани записывали долги тех жителей Руси, которые не могли выплатить требуемую дань, и предполагали собрать долги во время следующего сбора дани. Бесермены Хубилая стали требовать долги немедленно. Те, кто не мог выдать требуемое, вынужден был отдавать в рабство кого-то из членов своей семьи или идти в рабство сам.

В 1262 году в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле и других низовских городах вспыхнули восстания против монгольских сборщиков дани. Многие бесермены были убиты. Вот как эти события описывает летописец:

«Избавил Бог от лютого томленья басурманского людей Ростовской земли1: вложил ярость в сердца христианам; не стерпев насилия поганых, собрали вече и выгнали из городов: из Ростова, из Владимира, из Суздаля, из Ярославля. Ибо откупали те окаянные басурмане дани и от того великую пагубу людям творили, порабощая за резы2 и многие души христианские в разные земли уводя. Видя же то, человеколюбец Бог послушал молитвы Матери Своей, избавил людей Своих от великой беды.

В том же году убили Изосиму преступника был тот лишь видом монах, сатанинский сосуд, ибо был пьяница, и срамословец, пустослов, кощунник, и, наконец, отверг Христа и стал басурманином, предавшись прелести лживого пророка Магомета. Ибо приехал тогда Титям от царя татарского Кутлубия3, злой басурманин, и с его помощью окаянный преступник чинил христианам великую досаду, предавая поруганию крест и святые церкви. Когда же поднялись люди на врагов своих на басурман, изгоняя их, а иных избивая, тогда и сего беззаконного Зосиму убили в городе Ярославле, а тело его было брошено на съедение псам и воронам».

Известно, что монголы терпимо относились к русской церкви и её служителям, здесь же описывается надругательство над православными святынями. Совершал надругательство не монгол и не мусульманин из инородцев, а бывший русич, сменивший веру.

Восстал Владимир. Александр вместо того, чтобы принять какие-то меры, удалился в монастырь вместе с семьёй, поставив своих дружинников на дорогах сторожить приход карательных отрядов монголов. В поздних источниках будет сообщаться о том, что Александр возглавлял это восстание; но это разумеется не могло соответствовать действительности.

Александр начинал быстро стареть: появилась седина, сдавало здоровье. Трудно было смотреть русскому князю, как погибает, разоряется его земля. Быть ли вообще Русской земле? Полоцкая земля завоёвана литовцами, потерпели поражение в борьбе с татарами и западные русские князья, остальные земли или угасали или находились под тяжким монгольским гнётом. Разве что Псков и Новгород были в более лучшем положении. Туда кажется даже не поехали новые сборщики дани Хубилая.

Александр стоял в монастырской церкви. Он был один, в последнее время он стал любить уединение. Князь много думал. Думал о своём прошлом, об ошибках, грехах. Вера учила, что всё зло, которое причиняется человеку есть расплата за прошлые грехи. И всё же русские люди и знатные, и простые часто пренебрегали христианскими заповедями. Вера — это одно, а жизнь совсем другое. Александр осознавал, что делал зло, о чём теперь сожалел. И всё же что-то оставалось ему непонятно, он чувствовал, что есть ещё какая-то истина, которую ему до сих пор не удавалось постичь. Путём раздумий Александр пришёл к такой мысли. Он был очень сильным человеком и порой распоряжался своей силой несправедливо, теперь же он страдает оттого, что нашлась другая сила, сильнее его. Получалось, что каким путём он грешил, тем же путём и пришла расплата за эти грехи. Однажды он так озвучит эту мысль: «Не в силе Бог, а в правде».

Александр думал, как быть дальше? Он всегда побеждал, да он признал зависимость от татарских ханов, но в бою никому не удавалось его победить. Что же теперь? Пусть продолжается восстание. Пусть придут татары, он теперь не будет им помогать мучить простых русских людей. Пусть теперь он проиграет, пусть он погибнет, расплата неизбежна. Вера Александра становилась всё крепче.

Александр молился за своих соотечественников и Русскую землю.

Примечания

1. Летописец называет Низ Ростовской землёй, так как Ростов — первая столица этой области.

2. Долги.

3. Хубилая.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика